Принцип работы пары От «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь »
Подходы к работе по развитию речи Психолингвистический, базирующийся на теории речевой деятельности. Лингводидактический, исследующий закономерности обучения языку. Методико-литературный, учитывающий возможности художественной литературы, литературоведения, критики и теории ораторского искусства.
Принципы развития речи, отражающие личностно-ориентированный подход к обучению Самоактуализация Индивидуальность Субъектность Выбор Творчество Доверие и поддержка
Развитие речи Работа над монологической речью
Основные направления работы по развитию речи Словарная работа с текстом художественного произведения и литературно-критических материалов. Обучение различным видам и жанрам монологических высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально - творческих высказываний. Организация речевой деятельности в процессе диалогического общения. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи на деятельной основе. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках в аспекте речевой деятельности.
Обучение различным видам и жанрам монологической речи Репродуктивные высказывания Продуктивные высказывания
Репродуктивные высказывания Воспроизводящие и творческие пересказы художественного текста. Пересказы статей учебника, фрагментов литературоведческих и литературно- критических статей. мемуарных и эпистолярных материалов.
Продуктивные высказывания Научные, литературоведческие Литературно-критические Искусствоведческие Публицистические Художественно-творческие
Продуктивные высказывания Научные, литературоведческие : развёрнутый устный ответ, сообщение, доклад: а) информативный, б)исследовательский, в)проблемно-дискуссионный
Продуктивные высказывания Литературно-критические : литературное обозрение, критический этюд, критическое эссе.
Виды пересказа текста 1.Воссоздающие : подробный сжатый (краткий) Выборочный 2.Творческие (с изменением лица рассказчика, осложненные творческими заданиями…)
Значение пересказов Усвоение стиля писателя. Понимание литературного направления. Обучение разговорным навыкам на образцах литературных источников. Расширение лексического запаса учащихся, активное пополнение его образными средствами языка.
Продуктивные высказывания Публицистические : речь о герое произведения, ораторское выступление по проблеме, репортаж с места событий, описанных в произведении.
Продуктивные высказывания Искусствоведческие : рассказ или доклад о произведении искусства(картине, скульптуре, архитектурном памятнике), речь экскурсовода, режиссёрский комментарий и т.д.
Продуктивные высказывания Художественно-творческие : а) литературно-художественные : стихи, рассказы, стилизованные тексты (поучения) письма литературному герою или автору, очерки, пьесы и т.д.; б) художественно-критические: художественно-биографический рассказ, рассказ о литературном событии, художественная зарисовка и т.д.