Лисицына Любовь Сергеевна Один из подходов к проектированию ОС НИУ ИТМО Тел. (812) ,
Основные свойства компетенций Двойственность компетенций. Многослойность компетенций. Динамичность компетенций. Формирование компетенций по спирали.
Компетенции выпускника Компетенция выпускника, определяющая отдельную задачу по его базовой подготовки, имеет следующий вид: КОМПЕТЕНЦИЯ: = Способность (готовность). Понятие задается глагольной группой (проектировать, применять в для решения практических задач в области информационных систем и технологий и т.п.) в соответствии с видами деятельности, – именной (новые информационные системы и технологии, достижения современной науки и т.п.). Примечание. 1. В ФГОС в п.4.2. было «…, их инструментальное (программное, техническое, организационное) обеспечение, …». Разработчики ОС заменили на «…, их программное, техническое, организационное, лингвистическое, математическое, функциональное, правовое обеспечение, …». 2. В проекте ОС ПК.ПТ.ПП.7 – «Разработка кода программного продукта на основе готовых спецификаций». Объект – «код программного продукта», деятельность – «разрабатывать на основе готовых спецификаций». Формулировка является частной задачей подготовки по одной из ООП направления.
Пример свертки компетенций магистра из ФГОС
Структурирование ООП в ОС
Составные компетенции выпускника (развертка с простой детализацией) Для систематизации и накопления компетенций выпускника следует чередовать уточнение видов и объектов деятельности исходя из некоторой исходной формулировки компетенции выпускника. Детализацию следует проводить до тех пор, пока не будет наблюдаться переход с того, какой результат будет достигнут в процессе подготовки на то, каким образом его можно достичь. В общем случае структура записи каждой i-й компетенции выпускника после ее однократной детализации выглядит следующим образом:
Процесс формирования компетенции
Дескрипторы уровней знаний (дифференциация требования должен знать) Индекс уровня УровеньДескриптор (описание уровня) З1Знание – знакомство Может узнавать объект, явление и понятие при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них, находить в них различия и относить к той или иной классификационной группе, знание источников получения информации. З2Знание – копияМожет осуществлять самостоятельно репродуктивные действия над знаниями путем самостоятельного воспроизведения и применения информации. З3Знание – продукция (аналитические знания) Может воспроизводить и понимать полученные знания, самостоятельно систематизировать их, т.е. представлять знания в виде элементов системы и устанавливать взаимосвязи между ними, продуктивно применять в отдельных ситуациях. З4Знание – трансформация (системные знания) Может самостоятельно извлекать новые знания из окружающего мира, творчески их использовать для принятия решений в новых нестандартных ситуациях.
Дескрипторы уровней умений (дифференциация требования должен уметь) Индекс уровня УровеньДескриптор (описание уровня) У1Первичные умения Умеет корректно выполнять предписанные действия по инструкции, алгоритму и т.п. в известной ситуации. У2Репродуктивны е умения Умеет самостоятельно выполнять действия по решению типовых задач, требующих выбора из числа известных методов, в предсказуемо изменяющейся ситуации. У3Продуктивные умения (умелая деятельность) Умеет самостоятельно выполнять действия (приемы, операции) по решению нестандартных задач, требующих выбора на основе комбинации известных методов, в непредсказуемо изменяющейся ситуации. У4Исследовательс кие умения Умеет самостоятельно выполнять действия, связанных с решением исследовательских задач, творческое использование умений (технологий).
Дескрипторы уровней личностных качеств (дифференциация понятия отношение к осуществляемой деятельности) Индекс уровня УровеньДескриптор (описание уровня) 0БезответственностьБезразличное, безответственное отношение к учебе, порученному делу. СЛ1ОтветственностьДемонстрирует позитивное отношение к учебной и трудовой деятельности, проявляет активность при выполнении порученного дела. СЛ2Инициативная ответственность Проявляет настойчивость и увлеченность, трудолюбие, творческий подход, готовность самостоятельно выполнять порученное дело.
Пример проектирования результатов освоения в ОС (развертка из нескольких компетенций ОС с уровнями их освоения)