Построение системы качества Петрозаводский государственный университет Ольга Сергеевна Мартьянова Зав. сектором менеджмента и анализа качества Учебно-методического управления ПетрГУ
Принципы менеджмента качества Ориентация на потребителя. Ориентация на потребителя. Уверенное руководство. Уверенное руководство. Вовлечение, участие и мотивация сотрудников. Вовлечение, участие и мотивация сотрудников. Менеджмент процессов. Менеджмент процессов. Постоянное обучение сотрудников, инновации. Постоянное обучение сотрудников, инновации. Развитие корпоративного сотрудничества. Развитие корпоративного сотрудничества. Ориентация на результат и на достижение целей. Ориентация на результат и на достижение целей. Ответственность перед обществом. Ответственность перед обществом.
Качество образования - это Состояние образования в вузе на данном этапе его развития (по всем направлениям и специальностям, на уровне вуза в целом и на уровне отдельных факультетов) Состояние образования в вузе на данном этапе его развития (по всем направлениям и специальностям, на уровне вуза в целом и на уровне отдельных факультетов) Степень соответствия уровня образования в вузе нормативным требованиям, зафиксированным в государственных и международных стандартах Степень соответствия уровня образования в вузе нормативным требованиям, зафиксированным в государственных и международных стандартах Мера удовлетворения потребностей тех, кто прямо или косвенно участвует в образовательном процессе: работодатели, студенты и их семьи, преподаватели вуза. Мера удовлетворения потребностей тех, кто прямо или косвенно участвует в образовательном процессе: работодатели, студенты и их семьи, преподаватели вуза.
Ключевые факторы качества образования Они определяют Качество содержания образования, т.е. качество ГОС ВПО и качество конкретных образовательных программ, построенных на их основе Чему мы учим? Качество абитуриентов и студентов Кого мы учим? Положительная мотивация обучающихся Хотят ли они учиться? Качество методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса Как обеспечено обучение? Качество профессорско-преподавательского состава Кто учит? Положительная мотивация персонала Хотят ли они хорошо учить? Качество технологий обучения Как учат? Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов Как проверяются полученные знания и навыки? Качество общего менеджмента вуза Как управляют вузом?
Система управления качеством образования включает Постановку целей и задач управления качеством образования Постановку целей и задач управления качеством образования Оценку качества образования Оценку качества образования Контроль качества образования, в том числе аудит качества Контроль качества образования, в том числе аудит качества Мониторинг качества образования Мониторинг качества образования Разработка и реализация программ повышения качества образования Разработка и реализация программ повышения качества образования
Два направления в построении системы качества Работа над качеством образования Работа над качеством образования Работа над качеством управления университетом Работа над качеством управления университетом
Качество образования Для активизации работы над совершенствованием учебного процесса: Возобновлена деятельность Учебно-методического совета (УМС) Возобновлена деятельность Учебно-методического совета (УМС) (в него входят зам. деканов по учебной работе, председатели методкомиссий факультетов) Разработан проект Положения об организации методической работы в ПетрГУ Разработан проект Положения об организации методической работы в ПетрГУ При УМС будут организованы комиссии для координации действий по различным направлениям учебно-методической работы При УМС будут организованы комиссии для координации действий по различным направлениям учебно-методической работы Информация о работе УМС Информация о работе УМС
Наличие системы качества – аттестационное требование Показатель «Эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования» с включен в перечень показателей оценки деятельности вуза
Что сделано на федеральном уровне? Разработана типовая модель системы качества для вузов Разработана типовая модель системы качества для вузов Разработана шкала оценки уровня развития системы качества вуза Разработана шкала оценки уровня развития системы качества вуза
Типовая модель системы качества ОУ (СК) Разработана в 2005 году Разработана в 2005 году Авторы – группа экспертов вузов-лидеров в области качества (ЛЭТИ, ТПУ, Станкин, МИСИС) Авторы – группа экспертов вузов-лидеров в области качества (ЛЭТИ, ТПУ, Станкин, МИСИС) Заказчики – федеральное агентство по надзору за образованием Заказчики – федеральное агентство по надзору за образованием В 2006 г. проходила апробация типовой модели (всего участвовало 15 вузов) В 2006 г. проходила апробация типовой модели (всего участвовало 15 вузов)
Сайты вузов – лидеров в области качества "Качество и образование" (ЛЭТИ) - "Качество и образование" (ЛЭТИ) Томский политехнический университет - Томский политехнический университет Лидеры в области качества вошли в число инновационных вузов
Типовая модель системы качества: что это такое? Это определенная совокупность критериев и их составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности вуза с позиций менеджмента качества, а также описание уровней совершенства всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы деятельности организации, направленные на достижение требуемых результатов по качеству
Ректор Совет по качеству Представитель руководства по качеству Руководитель службы качества Служба качества вуза Факультеты и кафедры Инфраструктура поддержки системы качества Ф-т 1 Ф-т 2 Ф-т N Службы и отделы вуза Отдел 1 Отдел 2 Отдел N
Совет по качеству Формируется из представителей руководства и уполномоченных по качеству различных подразделений и служб вуза. Формируется из представителей руководства и уполномоченных по качеству различных подразделений и служб вуза. Функции Совета по качеству: Функции Совета по качеству: - планирование и координация работ по созданию и совершенствованию СК - решение принципиальных вопросов развития системы качества
Служба качества вуза Основная функция службы качества – непосредственная технологическая разработка, консультирование, поддержка и совершенствование системы качества Основная функция службы качества – непосредственная технологическая разработка, консультирование, поддержка и совершенствование системы качества В ПетрГУ функции службы качества выполняет сектор менеджмента и анализа качества УМУ В ПетрГУ функции службы качества выполняет сектор менеджмента и анализа качества УМУ Сайт «Система качества в ПетрГУ» Сайт «Система качества в ПетрГУ»
Инфраструктура поддержки системы качества в ПетрГУ Социологическая лаборатория Социологическая лаборатория Кафедра менеджмента Кафедра менеджмента Кафедра педагогики и психологии Кафедра педагогики и психологии Факультет повышения квалификации Факультет повышения квалификации РЦНИТ РЦНИТ Другое Другое
Что сделано по созданию системы качества в 2006 г.? - подготовлено 6 специалистов по созданию системы качества в вузе; - изучен опыт построения системы качества вузов-лидеров в этой сфере (СПбГЭТУ «ЛЭТИ», Томский политехнический ун-т); - проведен двухдневный обучающий семинар по менеджменту качества для ректората (2-3 июня, Урозеро); - состоялись опросы 2000 студентов о качестве образования (результаты опросов обсуждены на УМС и ученых советах факультетов); - начала работать социологическая лаборатория на ФПСН (разработаны и апробированы анкеты для выпускников и преподавателей); - подготовлен и апробирован на ФПК учебный курс для сотрудников ПетрГУ «Менеджмент качества в образовании»; - Создан сайт «Система качества»
Что сделано по созданию системы качества в управлении в 2007 г.? Назначен ответственный за построение системы качества на уровне ректората – В.С.Сюнев Назначен ответственный за построение системы качества на уровне ректората – В.С.Сюнев В.С.Сюнев прошел обучение «Система менеджмента качества для вузов» в МИСиС В.С.Сюнев прошел обучение «Система менеджмента качества для вузов» в МИСиС Проректор по оргработе С.Т.Коржов прошел обучение на курсе «Управление качеством в образовании» в ЛЭТИ Проректор по оргработе С.Т.Коржов прошел обучение на курсе «Управление качеством в образовании» в ЛЭТИ
Аттестация системы качества Выделено 10 уровней зрелости системы качества Выделено 10 уровней зрелости системы качества Аттестуется система качества начиная со второго уровня Аттестуется система качества начиная со второго уровня
Уровни зрелости системы качества 1 уровень – неопределенность системы качества вуза 1 уровень – неопределенность системы качества вуза 2 уровень – в вузе определены политика и стратегические цели в области качества, а также определены основные процессы 2 уровень – в вузе определены политика и стратегические цели в области качества, а также определены основные процессы
Политика в области качества Первым документом общеуниверситетской системы качества является политика и цели вуза в области качества. Первым документом общеуниверситетской системы качества является политика и цели вуза в области качества. Политика и цели вуза в области качества утверждаются Ученым советом университета, предварительно обсуждаются и рекомендуются к утверждению Советом по качеству. Политика и цели вуза в области качества утверждаются Ученым советом университета, предварительно обсуждаются и рекомендуются к утверждению Советом по качеству.
Политика в области качества Политика в области качества – общие намерения и направления деятельности организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством. Политика должна: - соответствовать стратегическим целям вуза; - соответствовать стратегическим целям вуза; - включать требования по постоянному улучшению деятельности; - включать требования по постоянному улучшению деятельности; - постоянно анализироваться на пригодность; - постоянно анализироваться на пригодность; - быть доведена до сведения персонала. - быть доведена до сведения персонала.
Стратегические цели в области качества Цели в области качества – то, чего добивается или к чему стремится вуз в области качества. Цели в области качества – то, чего добивается или к чему стремится вуз в области качества. Цели должны расшифровывать и продолжать политику в области качества. Цели должны расшифровывать и продолжать политику в области качества.
Мировая тенденция в области качества образования Перенос ответственности за качество образования в само образовательное учреждение
Главная цель менеджмента качества Создание условий радостных для работы Создание условий радостных для работы