Тревожность и ее профилактика Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса – организация психологически благоприятного климата.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
это индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях.
Advertisements

Основные характеристики тревожных детей : неуверенность в себе неустойчивая самооценка безынициативность дисциплинированность излишняя аккуратность примерность.
Адаптация пятиклассников. 1. Адекватное восприятие окружающей действительности и самого себя 2. Адекватная система отношений и общения с окружающими 3.
Школьная тревожность педагог-психолог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 5 г.Михайловка» Волгоградской области Колотева Елена Юрьевна.
Вопросы психологического благополучия в образовательном пространстве Туровская Н.Г. кандидат психологических наук, медицинский психолог ГКУЗ ВОДКПБ, старший.
– это психическое заболевание, основными проявлениями, которых являются первичная стойкая, неограниченная какой-либо ситуацией тревога, связанные с ней.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Адаптация 1, 5, 10 классов МОУ Шилкинская СОШ 1. Адаптация- привыкание. Существует 3 переломных момента, которые ребенок проходит в процессе обучения.
Родительское собрание « П роблемы психологического здоровья школьников» здоровья школьников»
Школьная тревожность. Тревожность: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых.
Школьная тревожность педагог- психолог МОУ СОШ 92 Кузнецова Г.А..
Факторы, влияющие на рост тревожности у учащихся 1-11 классов. Их проявление и предупреждение.
Тревожность Пантюхина Екатерина Николаевна Педагог-психолог.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Выполнила педагог-психолог МБОУ « СОШ 2 имени Короленко В.Г.» Яшина Н.И.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
«Методы и приемы формирования и поддержания дисциплины у дошкольников.»
Подготовила: школьный психолог Красногорской средней школы 1 Машина Вероника Юрьевна.
Преемственность в обучении. Между дошкольным образованием и начальной школой между начальной школой и средним звеном Между основной и старшей школой.
Транксрипт:

Тревожность и ее профилактика

Один из важнейших факторов повышения эффективности учебного процесса – организация психологически благоприятного климата обучения. Он немыслим без освоения методов снижения тревожности учащихся.

«Тревожностью» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

Общие признаки тревожности усиление сердцебиения, учащении дыхания, увеличении минутного объема циркуляции крови, повышении артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижении порогов чувствительности, легко краснеет (бледнеет) лицо, покрывается пятнами. сильно потеет, нарушен сон. :

« Симптом беспокойных рук»: постоянно крутит что- то в руках: бумагу, одежду, волосы; потирает руки, крутит пальцы, теребит кончик носа; - повышенная возбудимость, напряженность, закрытость; - страх перед всем новым, неизведанным, необычным; - неуверенность в себе, заниженная самооценка; беспомощность, бессилие, незащищенность, невозможности принять решение - ожидание неприятностей, неудач, осуждения учителя, родителей; - развитое чувство ответственности, стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали; - безынициативность, пассивность, ожидание приказаний от старших; - склонность помнить больше плохое, чем хорошее; - боязнь общения с новыми людьми; «сумбур в голове», «пустая голова», «все сразу забыл», - нежелание начинать новое дело, готовность отказаться от начатого дела из-за боязни его провалить; - неумение владеть своими чувствами, плаксивость, нытье и т.п.

Тревога опасна Развитие нейротичности и депрессивных состояний. Утрачивает решительность, инициативность, подавляет собственную креативность. Мотивом его деятельности становятся не стремление к успеху, а избегание неудач. А как следствие: избираются заведомо заниженные цели и задачи (в том числе, в учебном процессе, труде), успеваемость хуже. Падает энергетический потенциал. Результатом, как правило, становится отсутствие полной реализации личности в обучении, равно как и других областях жизни. Препятствует развитию позитивной самооценки и гармоничной «Я – Концепции». Психосоматические заболевания Т.е. тревожность оказывает разрушительное воздействие на все сферы жизни ребенка.

Эффективность обучения ребенка напрямую связана с умением педагога воспрепятствовать усилению тревожности и (или) способствовать ее снижению.

Факторы школьной тревожности учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; завышенные ожидания со стороны родителей, педагогов; неблагоприятные отношения с педагогами; регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива и / или непринятие детским коллективом.

Тревога - неотъемлемый элемент адаптационного процесса (первоклассники, пятиклассники, десятиклассники)

Нестабильным периодом в школьной жизни ребенка является момент перехода в среднюю школу В подростковом возрасте, тревожность может уже стать сложившейся личностной особенностью

В классах Неопределенность дальнейших жизненных перспектив. Переживание ответственности совершаемого выбора. ситуация выпускных экзаменов. Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная неуспешность Резкое усложнение учебной программы. Резкое повышение учебных нагрузок, связанное с подготовкой к поступлению в ВУЗы

Стиль педагогической деятельности как фактор повышения школьной тревожности

Авторитарная позиция учителя (резкий, грубый тон, насмешки, отсутствие уважения к ученикам) – для высокотревожных детей ужасна. Это поведение закрепляет у тревожного ребенка позицию неудачника и больно ранит его. К тому же, эти дети мотивированы обычно собственными достижениями, успехом, похвалой и поддержкой. В противоположной ситуации – ребенок теряет возможность выполнить хорошо даже то, что дается ему легко, его деятельность резко ухудшается.

Среди негативных факторов, стимулирующих рост тревожности ученика завышенные требования, не адекватные возможностям ребенка противоречивые требования - педагог сегодня запрещает то, что разрешалось вчера родители не поддерживают учителя сам педагог демонстрирует высокий уровень тревожности (неуравновешен и несдержан)

Методы профилактики уровня школьной тревожности Что может сделать учитель Отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися, акцент делается на сравнении с самим собою повышение самооценки способствует снижению тревожности и более эффективной деятельности, поддержка и одобрение не могут быть чрезмерными, если они заслужены Если говорится о недостатках и ошибках – это делается в мягкой манере, сопровождая упоминанием о достоинствах ученика либо выражая уверенность в преодолимости препятствий.

При работе над новым материалом, освоении новых умений, навыков - отсутствие спешки: поскольку работа в условиях дефицита времени повышает уровень тревожности учащихся

Понимание важности четких, понятных и последовательных требований одинаковых для всех: наличие «любимчиков» и «нелюбимчиков» у педагога приводит к уменьшению его авторитета, по данным Д. Эльконина

Даже если требуется наказать ученика - четкая аргументация позиции: «Ты получил «3» потому, что очень мало занимаешься. Ты способный, можешь гораздо лучше выучить» Отказ от вербальной агрессии, унижений, высмеиваний ученика: ведь недопустимо заставлять ребенка испытывать чувство беспомощности, неполноценности.

Непосредственно перед стрессогенной ситуацией (к/р, срез) недопустимо сосредотачивать внимание ученика на возможности неудачи, на его слабостях. Оптимальны беседы о хорошей подготовке, о благоприятных и позитивных моментах, которые могут придать веры в успех. Поэтому перед этими ситуациями важно напоминание ученику о его прошлых достижениях, слова поддержки: «Ты хорошо готов. Ты должен быть спокоен!

Сдержанность и использование приемов саморегуляции. Желательно знание элементарных приемов релаксации, снятия мышечного напряжения, простейших дыхательных упражнений - это весьма эффективные методы регуляции тревожности на физиологическом уровне - использование их в игровой форме не так сложно освоить и применить на занятиях, но это и прекрасный способ помощи самому себе для преподавателя. Ведь профессия Учителя – одна из самых стрессогенных.

Невербальные средства воздействия на ученика, способствующие снижению уровня тревожности Улыбка, мимика, взгляд педагога – визуальное впечатление, создаваемое им, либо настораживает и пугает ребенка изначально, либо создает ощущение симпатии к нему и одобрения влиятельного лица, т.е. успокаивает ребенка, позволяя ему ощутить Защищенность.

Не случайно в искусстве оратора еще со времен Древнего Рима жестикуляции придавалось особое значение, равно как и тембру голоса, интонациям. Хаотичная, суетливая жестикуляция вызывает впечатление эмоциональной нестабильности, тревожности самого педагога – следовательно, желателен контроль над жестикуляцией. В то же время, когда характерными, яркими жестами подчеркивается особо важное место в лекции (или речи), оно привлекает особое внимание ученика.

Еще Сухомлинский отмечал важность работы над тембром голоса, интонациями: чем мягче и ласковее голос, тем, соответственно, ниже тревожность. Одно и то же замечание можно сделать с сотней различных эмоциональных оттенков голоса, подобным образом вполне возможно смягчить критику, замечание. Когда ученик слышит одобрение, поддержку в голосе педагога – ему легче ощутить эмоциональную защищенность, безопасность.

Весьма эффективны тактильные контакты: чаще всего, ребенок стремится к ним, чувствуя страх, они успокаивают его.

Не случайно Ш. Амонашвили, вслед за К. Роджерсом, говорит о том, что основная задача школы – не успешная трансляция «знаний, умений, навыков», а воспитание здоровых, добрых, способных к творчеству и любви людей...

Да, Людей здоровых и психологически, и нравственно, и физически. «Педагогика должна быть профилактической» Никакие знания и эрудиция не восполнят ЗДОРОВЬЯ Любви к Родине, ближним, гармонии личности – душевной чистоты.

Таким образом, школьная тревожность – явление разрушительное и пагубное не только для нервной системы ребенка, для его успехов в обучении – но и для его организма, для его Личности в целом. Профилактика и избавление от тревожности – это забота о психологическом, соматическом и нравственном здоровье наших детей.

Здоровье и благополучие наших детей сегодня – залог здоровой нации завтра!