ПРАВИЛА посещения и анализа уроков, занятий и мероприятий. Настоящие Правила посещения и анализа занятий и мероприятий определяют алгоритм действий должностных лиц и педагогических работников, в чьи должностные обязанности входит изучение и обобщение педагогического опыта и осуществления контроля. Правила посещения занятий и мероприятий составлены в целях регламентации посещения занятий и мероприятий, защиты педагогических работников, избежания конфликтных ситуаций, нарушений педагогической этики и субъективных оценок работы преподавателей.
Должностные лица и работники, обладающие правом посещать занятия. 1. Без разрешения (согласия) преподавателя, его занятия и внеаудиторные (внеклассные) мероприятия могут посещать администрация, заместители директора, заведующие отделениями, работники методических служб, председатели методических комиссий. 2. Другие работники, педагоги, родители посещают занятия и мероприятия по согласованию с педагогом. 3. Не допускается посещение занятий и мероприятий лицами, не имеющими отношения к учебно- воспитательному процессу и его субъектам.
Должностные лица и работники, обладающие правом посещать занятия 4. Не допускается посещение занятий обучающихся других групп. 5. Посещение открытых уроков и мероприятий, проводимых в рамках научно-практических конференций, методических семинаров и т.п., разрешается всем участникам. 6. По уважительным причинам преподаватель имеет право просить перенести посещение занятия должностными лицами на другое время (болезнь педагога, отсутствие на уроке большого числа обучающихся из-за эпидемии и т.п.).
Основными целями посещения уроков является: контроль за деятельностью преподавателей по вопросу усвоения учащимися федерального государственного образовательного стандарта по дисциплинам; помощь в выполнении профессиональных задач; контроль за соблюдением законодательства в сфере воспитания и обучения; анализ работы по предупреждению неуспеваемости; анализ эффективности использования ТСО; анализ эффективность использования на уроке форм и методов обучения; инспектирование деятельности учителей, педагогов дополнительного образования; повышение эффективности результатов работы. В рамках персонального контроля, контроля за учебной группой посещаемый вправе установить иное целевое направление.
Порядок посещения занятий: а) должностные лица, обладающие правом контроля (администрация, заместители директора, заведующие отделениями, работники методических служб, председатели методических комиссий) предупреждает преподавателя о своем посещении урока за день, но не менее чем за 15 минут до начала урока; б) администратор имеет право до или после учебного занятия ознакомится с конспектом урока, календарно-тематическим планом, рабочей программой дисциплины; собрать и просмотреть тетради студентов;
Наблюдение учебного процесса на уроке. 1. Посещающий урок работник ведет запись результатов наблюдения; должностные лица, имеющие функции контроля, делают записи в специальных бланках или журналах. 2. Аудио-видеозаписи и фотосъемки можно делать, не нарушая хода урока и не создавая помехи для восприятия содержания темы обучающимися (если на запись получено разрешение педагога и руководства учебного заведения). 3. По согласованию (и с разрешения) педагога и руководства учебного заведения в конце урока (но не на перемене) посещающий может задать вопросы обучающимся или предложить выполнить мини – задания. 4. Запрещается изменение хода и структуры урока по просьбе (требованию) посещающего урок работника. 5. Посещающий занятие работник имеет право использовать таблицы, карты для занесения результатов наблюдения. 7. Посещающий работник не имеет права задерживать обучающихся после звонка, извещающего об окончании урока.
Статус информации, полученной при посещении занятия. 1. Информация, полученная в ходе посещения занятий и мероприятий должностным лицом, обладает статусом внутренней информации. 2. Информация о деятельности педагога открыта для членов педагогического коллектива. 3. С информацией о деятельности преподавателя (и об уроке) вправе ознакомиться члены педагогического коллектива. 4. Исходя из принципа педагогической целесообразности и во избежание нанесения вреда учебно-воспитательному процессу и работе преподавателя руководство учебного заведения может ограничить распространение информации о педагогической деятельности преподавателя.
Статус информации, полученной при посещении занятия. 5. Запрещается доведение до сведения обучающихся и родителей информации об уроке, а также о педагогической деятельности преподавателя. 6. Фото, аудио–видеоматериалы, содержащие информацию о занятии и педагогической деятельности преподавателя, могут быть использованы в средствах массовой информации с разрешения преподавателя, руководства учебного заведения и тех лиц, кто запечатлен в этих материалах. 7. При использовании фото, аудио-видеоматериалов в средствах массовой информации, в научных изданиях обеспечивается соблюдение авторских прав педагога.
Анализ посещенного урока. Должностные лица, посетившие занятие, обязаны дать анализ. Для анализа занятия (и выступления каждого посетившего занятие) отводится достаточное время; проведение анализа во время перемены запрещается. Анализ занятию дается в тот же день после занятий (или в день завершения серий посещений), проведение анализа в более поздние сроки не рекомендуется. В ходе анализа не разрешается выступление работников, не посетивших занятие; руководители учебного заведения (не посетившие занятие) могут принимать участие в анализе как ведущие обсуждения. Анализ занятия проводится под руководством «ведущего» (заместителя директора, председателя методического объединения, работников методических служб). При участии нескольких педагогов должностное лицо высказывает свое мнение последним. Преподаватель имеет право на проведение самоанализа своего урока перед выступлениями посетивших урок; он также вправе выступить с заключительным словом и выражать свое согласие или несогласие с выступавшими. Использование преподавателем рекомендаций, замечаний, критики, высказанных должностными лицами, обязательно.