Нормативные правовые документы по вопросу использования системы контентной фильтрации в ОУ Джасова Раиса Иннокентьевна, методист МБОУ МЦ ЦИО г. Ростова-на-Дону
Две группы негативного контента: 1.Запрещенный контент для любого возраста (сайты с детской порнографией, сайты террористов, сайты, разжигающие расовую дискриминацию и т.п.); 2. Нежелательный для детей и подростков. Нежелательные для детей сайты (по возрастным ограничениям): жестокие игры; онлайновые казино; порнография; сайты, пропагандирующие насилие; сайты сексуальных меньшинств; сайты магазинов интим-услуг и т.п. Нежелательным контентом может являться также тот, который отвлекает детей от учебного процесса.
Рекомендации, с помощью которых посещение Интернет может стать менее опасным для учащихся: 1.Объясните учащемуся, что при общении в чатах, использовании программ мгновенного обмена сообщениями, использовании он- лайн игр и других ситуациях, требующих регистрации, нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации. 2.Объясните учащемуся, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию, например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения домой, место работы отца или матери и т.д. 3.Необходимо научить учащихся уважать собеседников в сети Интернет, т.к. правила хорошего тона действуют одинаково в Интернет и в реальной жизни. 4.Объясните учащимся, что далеко не всё, что они могут прочесть или увидеть в Интернет – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены. 5.Не забывайте контролировать учащихся в Интернет с помощью специального программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и что он там делает.
С целью защиты учащихся образовательных учреждений РФ от противоправного и агрессивного контента в годах была разработана и внедрена федеральная Система исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с задачами воспитания и образования обучающихся РФ ( СИД ). Функционирование Системы исключения доступа основано на обращениях к базе данных категоризированных ресурсов Центра Анализа Интернет-Ресурсов (ООО «МегаВерсия»), разработавшего и внедрившего СИД. Данная база содержит миллионы ресурсов, разбитых на более чем 60 категорий. Любой пользователь (будь то ученик или учитель) может обратиться с запросом о неверной (сомнительной) категоризации того или иного ресурса. Решение об ограничении доступа к ресурсам принимает Экспертное сообщество
Контент-фильтр - устройство или программное обеспечение для фильтрации сайтов по их содержимому, не позволяющее получить доступ к определённым сайтам или услугам сети Интернет Контентная фильтрация - это интеллектуальный процесс анализа содержания представленной в Интернете информации, целью чего является ограничение доступа в Интернет. Система контентной фильтрации - определение прав доступа к Интернет-ресурсу на основании анализа его содержимого на предмет соответствия принятому набору правил по доступу к ресурсам сети В системе образования контентная фильтрация обеспечивает ограничение доступа к Интернет- ресурсам, не совместимым с задачами образования и воспитания обучающихся
Письмо УО г. Ростова-на-Дону от г. 4207/2 Федеральный закон от ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Федеральный закон от ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» Федеральный закон от ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» в редакции Федерального закона от ФЗ Правила подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет, реализованной Министерством образования и науки Российской Федерации, утвержденными министерством образования и науки Российской Федерации от АФ-12/07 вн.
Указ Президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на годы» от 2 июня 2012 г. Статья 7 «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства» Идеология контентной фильтрации – – не запрещать, а защищать юного пользователя от агрессивной, а часто и незаконной информации, распространяемой в сети Интернет
7 статья говорит о том, что необходимо: создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах; создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско- подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики; внедрение системы мониторинговых исследований по вопросам обеспечения безопасности образовательной среды образовательных учреждений, а также по вопросам научно-методического и нормативно-правового обеспечения соблюдения санитарно- гигиенических требований к использованию информационно- компьютерных средств в образовании детей; создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей; создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к сети «Интернет».
11 сентября 2013 года принято постановление Администрации Ростовской области 1017 «О региональной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» Статья 3.7 «Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства» Ожидаемый результат: «формирование надежной системы защиты детей от противоправного контента в образовательной среде школы и дома, сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде».
Для правильной работы программного обеспечения контент-фильтрации необходимо его настроить, а также постоянно обновлять (письмо управления образования г.Ростова-на-Дону 4207/2 от г.)
Для подключения к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет общеобразовательные учреждения используют средства контент-фильтрации доступа к сети Интернет (СКФ), рекомендованные Минобрнауки России (размещены на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к сети Интернет по адресу либо СКФ, приобретенные ими самостоятельно (пункт 3 Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет) Установка СКФ производится на всё компьютерное оборудование ОУ, имеющее доступ к сети Интернет (пункт 5 Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет)
СКФ, используемые в общеобразовательных учреждениях, должны отвечать следующим требованиям: реализовывать единую политику для всех общеобразовательных учреждений по исключению доступа к интернет-ресурсам, несовместимым с задачами образования и воспитания обучающихся; обеспечивать беспрепятственный доступ к информации, распространение которой в Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации не ограничивается и не запрещается; обеспечивать мониторинг использования интернет- ресурсов в образовательном процессе в целях обучения и воспитания обучающихся; обеспечивать возможность адаптации к изменяющимся угрозам, условиям эксплуатации, требованиям Российской Федерации и предписаниям надзорных органов; обеспечивать фильтрацию контента по спискам категорий, рекомендованным Минобрнауки России и размещенным в сети Интернет на сайте единой системы контент-фильтрации доступа к сети Интернет по адр есу (пункт 4 Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет)
«Методические и справочные материалы для реализации комплексных мер по внедрению и использованию программно-технических средств, обеспечивающих исключение доступа обучающихся образовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не совместимую с задачами образования и воспитания» Официальный разработчик системы исключения доступа к ресурсам Интернет в рамках национального проекта «Образование» ООО «МегаВерсия», 2006 год
1.Анализ действующего законодательства с целью определения легальных механизмов ограничения доступа обучающихся общеобразовательных учреждений к ресурсам сети Интернет, несовместимых с задачами образования и воспитания 2.Анализ мирового опыта в области ограничения доступа обучающихся к сети Интернет 3.Программно-техническое решение для организации доступа к ресурсам сети Интернет 4.Примерные образцы документов Разделы методических и справочных материалов
Федеральный закон от 27 июля 2006 г. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» определяет понятие «общедоступная информация, как любые сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления»; устанавливает гарантии права на доступ к информации и принципы ограничения доступа к ней; регламентирует вопросы распространения и предоставления информации, а также вопросы, связанные с государственными информационными системами. Согласно пункту 6 статьи 10 запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Приложение 2 «Типовые правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении» Общие положения: 1.1. Использование сети Интернет в образовательном учреждении направлено на решение задач учебно- воспитательного процесса Настоящие Правила регулируют условия и порядок использования сети Интернет в образовательном учреждении (ОУ) Настоящие Правила имеют статус локального нормативного акта образовательного учреждения. Пункт 2.9. Пользователи сети Интернет в ОУ должны учитывать, что технические средства и программное обеспечение не могут обеспечить полную фильтрацию ресурсов сети Интернет вследствие частого обновления ресурсов. В связи с этим существует вероятность обнаружения обучающимися ресурсов, не имеющих отношения к образовательному процессу и содержание которых противоречит законодательству Российской Федерации. Участникам использования сети Интернет в ОУ следует осознавать, что ОУ не несет ответственности за случайный доступ к подобной информации, размещенной не на интернет-ресурсах ОУ.
Приложение 3 «Типовая инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет» Инструкция устанавливает порядок действий сотрудников образовательных учреждений при обнаружении обращения обучающихся к контенту, не имеющему отношения к образовательному процессу, а также отказа при обращении к контенту, имеющему отношение к образовательному процессу, вызванного техническими причинами. Приложение 7 «Примерное положение о Совете образовательного учреждения по вопросам регламентации доступа к информации в Интернете» Положение определяет, что целью создания Совета является принятие мер по ограничению доступа обучающихся к ресурсам сети Интернет, содержащим информацию, не имеющую отношения к образовательному процессу. Совет осуществляет непосредственное определение политики доступа в Интернет. Совет создается из представителей педагогического коллектива, родительского комитета (попечительского совета) и ученического самоуправления. Приложение 8 «Рекомендации по разработке и применению системы классификации информации, не имеющей отношения к образовательному процессу» Рекомендации содержат сведения об органах, осуществляющих классификацию информации, а также классификатор информации, запрещенной законодательством Российской Федерации к распространению и не имеющей отношения к образовательному процессу.
При установке СКФ на устройства ОУ направляют уведомление об их подключении по форме регистрации СКФ, размещенной в сети Интернет по адресу: а также уведомляют орган исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющий управление в сфере образования, об установке СКФ в ОУ с указанием количества подключенных устройств, наименования и количества СКФ, используемых в ОУ (пункт 5 Правил подключения общеобразовательных учреждений к единой системе контент-фильтрации доступа к сети Интернет)
Комплекс мер по обеспечению безопасного доступа обучающихся ОУ к ресурсам сети Интернет 1.Приказом руководителя ОУ: назначить ответственного за доступ к сети Интернет и организацию контентной фильтрации. принять и ввести в действие: – правила использования сети Интернет в общеобразовательном учреждении; – инструкция для сотрудников образовательных учреждений о порядке действий при осуществлении контроля использования обучающимися сети Интернет; – классификатор информации, не имеющей отношения к образовательному процессу (он обязательно должен содержать перечень из Классификатора информации, распространение которой запрещено в соответствии с законодательством РФ - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). 2. Создать Совет по вопросам регламентации доступа к информации в сети Интернет. 3. Создать комиссию по проверке работоспособности школьной системы контент-фильтрации (не менее 4-х человек вместе с председателем).
Для эффективной работы системы контентной фильтрации в школе надо чётко следовать нормативно-правовым документам РФ, неукоснительно выполняя прописанные в них требования Спасибо за внимание