МБОУ «ГИМНАЗИЯ 8» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «Ступеньки к школе»
Образовательная область «Познание» «Познание» Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач: Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития через решение следующих задач:
Задачи: развитие сенсорной культуры; развитие сенсорной культуры; развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; развитие познавательно- исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; формирование элементарных математических представлений; формирование элементарных математических представлений; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Познавательно-речевое направление развития
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнка в окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления, их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей обеспечивают дальнейшее успешное интеллектуальное и личностное развитие ребёнка.
Формы работы средний дошкольный возраст Сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра. Рассматривание. Рассматривание. Наблюдение. Наблюдение. Игра-экспериментирование. Игра-экспериментирование. Исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность. Развивающая игра. Развивающая игра. Экскурсия. Экскурсия. Рассказ. Рассказ. Беседа. Беседа. Проблемная ситуация Проблемная ситуация
Формы работы старший дошкольный возраст Создание коллекций. Создание коллекций. Проектная деятельность. Проектная деятельность. Исследовательская деятельность. Исследовательская деятельность. Конструирование. Конструирование. Экспериментирование. Экспериментирование. Развивающая игра. Развивающая игра. Наблюдение. Наблюдение. Проблемная ситуация. Проблемная ситуация. Рассказ. Рассказ. Беседа. Беседа. Интегративная деятельность Интегративная деятельность
Основные развивающие функции познавательно- исследовательской деятельности развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности); освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных),пространственных и временных отношений; освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родовидовых (классификационных),пространственных и временных отношений; перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира); развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа- рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа- рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений; расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений). расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
Формы организации детей Групповая, подгрупповая, индивидуальная
Последовательность этапов исследования 1) актуализация культурно-смыслового контекста, наводящего детей на постановку вопросов, проблем, касающихся определенной темы; 2) обсуждение идей, предположений детей и взрослого по поводу возникших вопросов, проблем; 3) опытная проверка или предметно-символическая фиксация связей и отношений между обсуждаемыми предметами, явлениями; 4) предложение детям предметного материала, обеспечивающего продолжение исследования в свободной деятельности в группе или дома с родителями.
Для каждой конкретнойдеятельности нужен привлекательный отправной момент - какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования. Вопрос, поставленный воспитателем вне актуального и привлекательного смыслового контекста, может оставить детей совершенно равнодушными и не вызвать у них никакой исследовательской активности.
Отправные моменты Природные явления – листопад, снегопад…. Природные явления – листопад, снегопад…. Общественные события – Новый год, День космонавтики…. Общественные события – Новый год, День космонавтики…. Специально «смоделированные» воспитателем события: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением: Как это устроено? Специально «смоделированные» воспитателем события: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением: Как это устроено? События в художественных произведениях; События в художественных произведениях; Воображаемые события в худ. произведениях (Н.Носов - Незнайка); Воображаемые события в худ. произведениях (Н.Носов - Незнайка); События, происходящие в жизни группы (коллекции) События, происходящие в жизни группы (коллекции)
ВОПРОСЫ для исследования Почему дует ветер? Почему осенью бывает листопад? Как получается радуга? Какие бывают профессии? Какие есть средства передвижения? Какими средствами передвижения пользовался человек, когда еще не изобрел колесо, мотор? Как добраться до Австралии? Почему у кенгуру и страуса сильные ноги, а у коалы - нет? Почему у жирафа пятнистая яркая шкура, а у бегемота серая? Как путешествовать в океане, где нет дорог и указателей…….
1. Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, предположения, предлагает свою версию ответа. Обсуждение проходит за « круглым столом » ( за реальным столом или на ковре, вокруг ключевого предметного материала). Важно чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала, прибора, инструмента.
Следующий этап исследования - опытная проверка идей - на уровне практического действия. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от контекста и предметного материала. Воспитатель подключается к одной из подгрупп, затем переходит к другой. Следующий этап исследования - опытная проверка идей - на уровне практического действия. Эту часть исследовательской работы участники осуществляют индивидуально, парами или разбившись на небольшие подгруппы, в зависимости от контекста и предметного материала. Воспитатель подключается к одной из подгрупп, затем переходит к другой.
А затем вновь объединяются за «круглым столом» для сборки общей таблицы, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. А затем вновь объединяются за «круглым столом» для сборки общей таблицы, для окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования. Партнерская познавательно-исследовательская деятельность со взрослым, сама по себе ценная для развития ребенка, должна также придать импульс свободной самостоятельной деятельности дошкольников, активизировать их собственные изыскания.
познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи); познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи); значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств; значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательной активности и самостоятельности, соответствующих личностных качеств; огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно- исследовательская, продуктивная (конструктивная), трудовая и др.); огромное значение в познавательном развитии имеет деятельность самого ребёнка (игровая, познавательно- исследовательская, продуктивная (конструктивная), трудовая и др.); формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями. формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей, развитие сенсорной культуры, культуры познания и интеллектуальной активности обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Интегративные качества: Любознательный, активный; Любознательный, активный; Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
Интегративные качества: Эмоционально отзывчивый; Эмоционально отзывчивый; Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Интегративные качества: Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. Ребенок имеет представление: о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе (ближайшем социуме), его культурных ценностях и своем месте в нем; о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, ее природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты).
Интегративные качества: Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации
Интегративные качества: Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. постройке, рассказе и др.
В основе организации образовательной деятельности - тематическое планирование. Условие – оснащение предметно- развивающей среды, анализ условий. Взаимодействие с семьями воспитанников.
Образовательная деятельность Средняя группа Педагог: Качанова Елена Владимировна, Некрасова Марианна Александровна Старшая группа Педагог: Усенкова Нина Николаевна