Аудиовизуальные технологии обучения Лекция: «Средства обучения»
План лекции: О курсе АТО; Определение «средств обучения»; Классификация средств обучения (по 10 признакам); Дидактические функции средств обучения; Дидактические требования по подготовке урока с использованием средств обучения.
Выписка из стандарта специальности …« Аудиовизуальные технологии обучения »: Аудиовизуальная информация: природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: история, концепции, структура, функционирование. Психофизиологические основы восприятия аудиовизуальной информации человеком.
Аудиовизуальные технологии: фотография и фотографирование; оптическая проекция (статическая и динамическая), звукозапись (аналоговая и цифровая); телевидение и видеозапись (аналоговая и цифровая); компьютеры и мультимедийные средства. Аудиовизуальные технологии обучения: типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий; типология учебных видеозаписей; банк аудио-, видео-, компьютерных материалов; дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Интерактивные технологии обучения.
Литература Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров.
Технология обучения Технология обучения - это описание педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. Технология обучения средства Технология обучения - есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблем и планирования, обеспечения, оценивания и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения и управления решением проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний (Ассоциация по педагогическим коммуникациям и технологии США). Аудиовизуальные технологии обучения
Технологии обучения на каждом этапе развития человеческого общества зависят от развития средств обучения. На современном этапе развития образования аудиовизуальные средства выглядят следующим образом: а.Фонограммы; все виды фоноупражнений, фонотесты, фонозаписи текстов, рассказов, аудиоуроки и аудиолекции. б.Видеопродукция: видеофрагменты, видеоуроки, видеофильмы, видеолекции, тематические слайды и транспаранты. в.Компьютерные учебные пособия: компьютерные (электронные) учебники, самоучители, пособия, справочники, словари, прикладные обучающие, контролирующие программы, тесты и учебные игры.
орудия деятельности учителя и учеников; представляют собой материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности. Средства обучения
Вопрос: По каким признакам можно решить, является ли средством обучения пакет поваренной соли? Являются ли средствами обучения голос учителя, его руки, тетрадь, мел, стул и стол ученика?
Средствами обучения нужно считать все, что используется учителем в этом качестве, а школьным оборудованием нужно считать те предметы, которые создаются специально для обеспечения учебного процесса. Средства обучения Школьное оборудование
Выберете из этих объектов школьное оборудование:
Средства обучения материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты) {по составу объектов} идеальные
Средства обучения (приборы, картины, учебники) (натуральные объекты, препараты, гербарии) {по отношению к источникам появления} искусственные естественные
Средства обучения (образцы, модели, карты)карты (видеомагнитофоны, компьютерные сети) {по сложности } сложные простые
Средства обучения (видеофильм)видеофильм (кодопозитив) {по способу использования} динамичные статичные
Средства обучения (классный журнал)(рабочая тетрадь) {по отношению к участникам процесса обучения} Используемые учителем Используемые учащимися
Средства обучения (схемы) (мультимедийные презентации)мультимедийные презентации {по особенностям строения} плоские объемные (глобус) виртуальные
Средства обучения (диаграммы, измерительные приборы) (видео, компьютер) {по характеру воздействия} (магнитофон) аудио- визуальные аудиальныевизуальные
Средства обучения (учебник) (CD-ROM, DVD) {по носителю информации} (фильмы) электронные магнито- оптические бумажные (компьютерные программы)компьютерные программы лазерные
Средства обучения (раздаточный материал) (учебные кабинеты) {по уровням содержания образования} (учебник, дидактические материалы) дидактические материалы на уровне всего процесса обучения на уровне предмета на уровне урока
Средства обучения (наглядные пособия, музеи, библиотеки) (Web-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети) {по отношению к технологическому прогрессу} (СМИ, компьютеры, мультимедиа) перспективные современные традиционные
Дидактические функции средств обучения: уменьшение затрат времени; передача необходимой для обучения информации; рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом; обеспечение деятельности учащихся и педагога.
Дидактические требования по подготовке урока с использованием средств обучения: а) проанализировать цели урока, его содержание и логику изучения материала; б) выделить главные элементы, которые должны быть усвоены учащимися; в) установить, на каком этапе, и для какой цели необходимо использование средств обучения; г) отобрать оптимальные средства обучения; д) определить методы и приемы, с помощью которых будет обеспечена познавательная деятельность учащихся, сформулировать задания.
? Контрольные вопросы: Может ли в качестве средства обучения выступать его содержание? Как вы считаете, влияет ли носитель информации на ее содержание? Приведите пример влияния средств обучения на изменение целей и содержания образования. Чем работа ученика с информацией отличается от его работы с реальными объектами?
Литература к лекции: Хуторской А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения: глава 14 «Средства обучения»; Коджаспирова Г. М., Петров К. В. Технические средства обучения и методика их использования.