ФПП, 1 курс, Гр.8151 «специальная психология» Степанова Е.Н.
Содержание Краткая биография Основные труды Н.И. Пирогова и его взгляды на образование, воспитание, обучение Педагогическая система Н.И. Пирогова Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова
Пирогов Николай Иванович Родился Пирогов в Москве в небогатой семье в 14 лет, московский врач Мухин отправил его учиться на медицинский факультет Московского университета. Поступил он легко, так как знал намного больше того, что требовалось.
Н.И. Пирогов – знаменитый хирург Для подготовки к профессорской деятельности он отправился в Юрьев (Тарту). Пирогов проработал пять лет и выступил (в 22 года) с первым большим научным исследованием "О перевязке брюшной аорты". В 26 лет стал профессором хирургической клиники Юрьевского университета. Здесь он написал научные труды по хирургической анатомии. В 28 лет ( гг.) он издал атлас, в котором были даны все сведения, нужные хирургу. В 31 год (1841 г.) молодого ученого пригласили на кафедру хирургии
Пирогов Н.И. – участник Крымской войны Когда в 1853 г. началась Крымская война. Пирогов решил, что его место не в столице, а в осажденном городе. В ходе войны было сделано более операций с применением наркоза. Была впервые использована гипсовая повязка.
Последние годы 1861 г. он поселился в своем имении "Вишня" неподалеку от Винницы и жил там до конца жизни. В мае 1881 г. торжественно отмечали 50-летие научной и общественной деятельности Пирогова. В этот день ему присвоили звание "славного гражданина своей земли " Усыпальница в имении «Вишня» Музей – усадьба сегодня
Основные труды Н.И. Пирогова и его взгляды на образование, воспитание, обучение
Пирогов Н.И. После возвращения из Севастополя в столицу Пирогов ушел из Медико- хирургической академии и целиком посвятил себя педагогической и общественной деятельности. Он был назначен попечителем Одесского, а потом Киевского учебного округа.
Педагогические взгляды Главная идея – идея общечеловеческого воспитания, воспитание полезного стране гражданина, высоконравственного, с широким кругозором. «Быть человеком – вот к чему должно вести воспитание». Призвал сделать знания доступными народу – «обнародовать науку». Заявил, что все сословия и все национальности, включая и самые малые, имеют право на образование. Воспитание и обучение должно быть на родном языке. Презрение к родному языку «позорит национальное чувство». Указывал, что основанием профессионального образования должно быть общее образование. Боролся за общее светское образование.
Основные статьи «Вопросы жизни» (1856 г.) – защита общечеловеческого образования. «Нужно ли сечь детей и сечь в присутствии других детей?» (1858) – против применения розг. «Основные начала правил о проступках и наказаниях учеников гимназий Киевского учебного округа» - против физического наказания и др.
Рукопись Н.И.Пирогова «Дневник старого врача»
Вопросы жизни (дневник старого врача) Существует, только три возможности вывести человечество из ложного и опасного положения: Или согласить нравственно-религиозные основы воспитания с настоящим направлением общества. Или переменить направление общества. Или, наконец, приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе, неминуемой и роковой, доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой. Пойти первым путем, рассуждает далее Пирогов, это значило бы искажать то, что нам осталось на земле Святого, Чистого и Великого... Изменить направление общества есть дело промысла и времени. Остается третий путь,.т. е приготовить нас воспитанием к внутренней борьбе..., доставив нам все способы и всю энергию выдерживать неравный бой. Приготовить нас с юных лет к этой борьбе, значит именно сделать нас людьми, т. е. тем, чего не достигнет ни одна ваша реальная школа в мире, заботясь сделать из нас, с самого нашего детства, негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей или юристов. В этом рассуждении выясняется основная общественно-педагогическая позиция
Критика сословно- профессионального образования Пирогов выступал против Сословной школы и ранней утилитарно- профессиональной выучки Ранней преждевременной специализации детей, которая тормозит нравственное воспитание, сужает кругозор Осуждал произвол казарменный режим в школах, бездумное отношение к детям
Педагогическая система Н.И. Пирогова
Система народного образования по Н.И. Пирогову 1) Элементарная ( начальная )школа – 2 года (арифметика, грамматика) 2) Неполная средняя школа (2 типа прогимназий) - прогимназия реальная (4 года) и прогимназия классическая (4 года общеобразовательный характер ) 3) Средняя школа (2 типа г имнази й) - реальная (3 года) и классическая (5 лет) 4) Высшая школа – университет и высшие специальные заведения Проект направлен против сословной школы. Вся система образования построена по принципу единой школы.
Дидактические идеи Н.И. Пирогова Учителя должны отбросить старые догматические способы преподавания и применять новые методы Надо будить мысль учащихся, прививать навыки самостоятельной работы Учитель должен привлечь внимание и интерес учащихся к сообщаемому материалу Перевод из класса в класс д.б. по результатам годовой успеваемости, без переводных зкзаменов в которых есть элемент случайности
О требованиях к учителю - основная воспитательная сила - коллективная работа учителей; - педагогические советы; - внимательное, чуткое отношение к учащимся; - учитель должен изучать своих учеников и индивидуализировать воспитательные воздействия на учащихся. - авторитет Решающее значение намерения, жизненные цели и задачи, какие ставят себе воспитатели в семье и в школе, согласованность семьи, школы, общества и государства в этих целеустремлениях.
Преподавание в высшей школе Боролся за: - автономию высшей школы, - привлеч ение крупных ученых, Рекомендовал : - усилить беседы профессоров со студентами, - проводить семинары, - просеминары и практические занятия - всячески развивать у студентов навыки углубленной самостоятельной работы. Пирогов непрестанно прилагал все усилия к тому, чтобы создать для высшей и средней школы такие условия, которые всемерно воздействовали бы росту науки и культуры и устраняли бы все, что мешало развитию самостоятельной русской науки.
Значение педагогического наследия Н.И. Пирогова
Своей оживленной, глубоко плодотворной административно- педагогической и научно - литературной деятельностью Пирогов привлек внимание всех передовых, прогрессивных сил нашей страны и поднял педагогические проблемы на уровень важнейших вопросов нашей культурной жизни. Памятник Н.И.Пирогову в Москве
Содержание: 1) Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, ) Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. -М.: Просвещение, ) Красновский А. А. Педагогические идеи Н. И. Пирогова. - М.: Учпедгиз, ) Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М.: Просвещение, )Сакулин П. Н. Пирогов как педагог. М., с. 6) nts/texts/pirogov.htm