СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС Доронина М.В., Елистратова И.А. Новгородский государственный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20 июля 2007 г. N 271-З ОБ ОБРАЩЕНИИ С ОТХОДАМИ Принят Палатой представителей 7 июня 2007 года Одобрен Советом Республики 22.
Advertisements

2011 год Концепция развития санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления.
2011 год Концепция развития системы санитарной очистки Московского региона от отходов производства и потребления ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Отходы в системе технического регулирования. Экологически безопасное обращение с вторичными ресурсами.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
Сравнительный анализ систем обращения с отходами, сложившихся в ЕС и в России VS.
"Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ Статья Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ФЗ «Об отходах указанным федеральным законом, другими законами и иными нормативно-правовыми.
Документирование деятельности в области охраны окружающей среды.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Платность природопользования, виды негативного воздействия Постановлением Правительства.
ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ СТРОЕВА МАРИЯ, МАЛКОВА ПОЛИНА.
Законодательство о промышленной экологии: основные проблемы и пути решения Заместитель председателя комитета РСПП по экологической, промышленной и технологической.
Комитет природных ресурсов и экологии Волгоградской области Докладчик: Председатель комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области П.В.Вергун.
ЭКОЛОГО - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕРЕРАБОТКИ ОРГАНИЧЕСКИХ ОТХОДОВ Подготовлено студентом группы м 401: Харитоновым Владимиром Научный руководитель.
Биологическая переработка промышленных и бытовых отходов.
- Об охране ОС, - О защите территории и населения от ЧС, - О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных курортах, - О животном мире, - О мелиорации.
Федеральный закон от ФЗ «Об охране окружающей среды» Федеральный закон от ФЗ «Об отходах производства и потребления» Необходимость.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Имени М.В.Ломоносова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА.
«Информационная система ведения регионального кадастра отходов для Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края» Барнаул 2012.
2011 год Управление отходами на территории Московской области ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Транксрипт:

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОТХОДАМИ В РОССИИ И СТРАНАХ ЕС Доронина М.В., Елистратова И.А. Новгородский государственный университет им. Ярослав Мудрого, г. Великий Новгород

2 Пути сближения систем управления отходами Иерархия методов обращения с отходами в ЕС и принципы государственной политики РФ

3 Законодательная база управления отходами в РФ ориентирована на контроль за обращением с отходами Согласно ФЗ РФ 89 «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года (с последними изменениями от 30 декабря 2008 г). Юридические лица и частные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны: вести учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; установить класс опасности образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; составить паспорта на отходы 1-4 класса опасности; разработать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение; получить лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 класса опасности. Описанный подход помог идентифицировать, классифицировать и учесть многие отходы производства и потребления, однако в нашем законодательстве есть пробелы, которые приводят к неэффективному использованию отходов в качестве вторичных ресурсов, к громоздкой и дорогостоящей сопроводительной природоохранной документации, отсутствию потока инвестиций в отрасль переработки вторичных ресурсов.

4 Во-первых, в законодательных актах отсутствуют методы финансирования и стимулирования бизнеса на внедрение технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов, в т.ч. технологий переработки отходов; отсутствуют нормативные положения, регламентирующие обращение с отходами как с вторичными материальными ресурсами, не предусмотрена система ответственности за сбор и использование вторичного сырья. В статье 24 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорится о понижении размера платы за размещение отходов индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, внедряющим в свой производственный процесс технологии, обеспечивающие уменьшение количества отходов. Данная статья не работает, т.к. до сих пор не определен порядок уменьшения размера платы. В методах экономического стимулирования отсутствует механизм льготного стимулирования, субсидирования подобных проектов. В том числе, на данный момент по действующему Бюджетному Кодексу РФ уменьшение платы за счет средств, вложенных предприятием на выполнение природоохранных мероприятий, предусмотренное Приказом Ростехнадзора от , невозможно (плата предприятий за негативное воздействие перечисляется в федеральный бюджет, и далее эти средства распределяются по субъектам РФ на определенные статьи расходов). Во-вторых, законодательство РФ никак не регламентирует состав ТБО и наличие в них ценных фракций для вторичного использования. Завышенные расчетные нормативы образования ТБО и смета от предприятий приводят к тому, что состав ТБО сильно варьирует и может содержать преимущественно одну неопасную фракцию в зависимости от специфики предприятия, например, упаковку входящих материалов или комплектующих и отходы сырья после обработки. При этом плата за размещение ТБО на полигоне подобных отходов минимальна и никак не стимулирует на выделение из них ценных компонентов. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

5 В третьих, складирование отходов 4 и 5 класса опасности на предприятии зачастую осуществляется в одном месте временного накопления. В этом случае существует возможность скрыть реальные объемы вывозимых на захоронение отходов 4-го класса опасности, компенсируя в расчетах эти объемы отходами 5 класса опасности с малой плотностью, таким образом, сэкономив на платежах около 22 тыс. В четвертых, большой процент в составе отходов имеют отходы полимерных материалов - полиэтилена, полипропилена, полиэтилентерефталата. Известны свойства данных веществ: они не подвергаются гниению, коррозии, в среднем требуется около 80 лет для того, чтобы деградация полимерного материала упаковки прошла до стадии ассимиляции окружающей средой. Однако по ФККО опасные свойства у данных отходов отсутствуют - они нетоксичны, не представляют пожарной опасности, не содержат возбудителей инфекционных заболеваний и др., а также не требуется разработка паспорта опасного отхода, платежи за негативное воздействие на окружающую среду минимальны. Таким образом, в российском законодательстве закреплены условия, при которых предприятиям не требуется «ломать голову» по поводу утилизации упаковочного материала. Проще передавать эти отходы на полигоны и свалки для захоронения. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РФ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ

6 1.В станах ЕС наблюдается гибкая система регулирования величины налогов и прослеживаемость их использования по целевому назначению. Например, в Германии действуют выравнивающие экологические платежи (Umweltausgleichsabgaben) и управляющие экологические платежи (Umweltlenkungsabgaben), которые сильно варьируют в зависимости от усилий организаций. 2.Производитель любого продукта в Германии, а также любое заграничное предприятие, желающее продавать в Германии свои товары в упаковке, обязаны купить у Duales System Deutschland фирменный зеленый знак для упаковки, в цену которого входят затраты по переработке отходов от этого продукта. Цена этого значка зависит от используемого в производстве материала в зависимости от сложности переработки. Законодательство ЕС ориентировано на применение эффективных экономических механизмов:

7 Основные целевые установки по нормативам ответственности производителей продукции регламентируются следующими специальными директивами Парламента и Совета Европейского союза: 94/62/ЕС упаковка и отходы упаковки, 2000/53/ЕС транспортные средства, выведенные из эксплуатации, 2002/96/ЕС отходы электротехнического и электронного оборудования. В соответствии с целевыми установками этих директив планируется последовательное наращивание уровня сбора и переработки отходов и постепенный отказ от практики их захоронения. СТРАНЫ ЕСГод введения нормы Норма рецикл инга Упаковка200125–45% –80% Автотранс портные средства (АТС) % Старые АТС, выпуска до 1980 года % Электроради отехника % Законодательство ЕС ориентировано на применение жестких директив в отношении конкретных многотоннажных и проблемных отходов

8 ВЫВОДЫ: Для получения положительного экологического и экономического эффекта в сфере обращения с отходами необходимо предпринять следующие шаги: специальными правовыми актами ввести государственное регулирование сбора и переработки отходов, которые образуются в большом объеме как, например, упаковка, или представляют опасность для окружающей среды и здоровья людей; разработать финансовые механизмы стимулирования деятельности по снижению отходов в форме инвестиций, грантов, субсидий. установить четкие критерии лицензируемой деятельности по обращению с отходами из соображений целесообразности и экологической безопасности. Список использованных источников: Аналитический вестник 8: О состоянии и проблемах правового регулирования в области обращения с отходами производства и потребления.- Москва С Федеральный закон 89 –ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 года с изм. ФЗ РФ Проект Концепция ФЗ «О вторичных ресурсах» на сайте: В. Девяткин. Управление отходами: отечественный и зарубежный опыт. Экологический вестник России, 02, 2009 Журнал «Экология производства» 12(65), 2009 г.