«Концепция магистерской программы «Образовательный менеджмент».
План Структура магистерской подготовки специальности в области образовательного менеджмента(международный проект «Темпус/Тассис). Структура магистерской подготовки специальности в области образовательного менеджмента(международный проект «Темпус/Тассис). Методологические основы международного проекта. Методологические основы международного проекта. Факторы, стимулирующие использование компетентностного подхода. Факторы, стимулирующие использование компетентностного подхода. Компетентностный подход позволяет… Компетентностный подход позволяет… Компетенция.Квалификация. Компетенция.Квалификация. Деятельностные, персональные,социальные компетенции. Деятельностные, персональные,социальные компетенции. Профессиональные компетенции магистра образовательного менеджмента. Профессиональные компетенции магистра образовательного менеджмента. Социально-педагогические компетенции. Социально-педагогические компетенции. Организационно-управленческие компетенции. Организационно-управленческие компетенции. Научно -исследовательские компетенции. Научно -исследовательские компетенции. Межкультурные компетеции. Межкультурные компетеции. Рефлексивно- креативные компетенции. Рефлексивно- креативные компетенции.
Методологические основы международного проекта. Компетентностный подход как современное развитие квалификационного подхода Компетентностный подход как современное развитие квалификационного подхода Современные подходы к подготовке управленческих кадров Современные подходы к подготовке управленческих кадров Эффективные модели обучения персонала на современных предприятиях, организациях, фирмах. Эффективные модели обучения персонала на современных предприятиях, организациях, фирмах.
Компетентностный подход позволяет: Перейти от воспроизведению знаний к применению и организации знания; Перейти от воспроизведению знаний к применению и организации знания; «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его); «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его); Положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности социализации, трудоустройства и выполняемых задач; Положить в основание стратегию повышения гибкости в пользу расширения возможности социализации, трудоустройства и выполняемых задач; Поставить во главу угла междисциплинарно -интегрированные требования к результату образовательного процесса4 Поставить во главу угла междисциплинарно -интегрированные требования к результату образовательного процесса4 Увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости в жизнедеятельности человека и мире труда; Увязать более тесно цели с ситуациями применимости (используемости в жизнедеятельности человека и мире труда; Ориентировать человеческую деятельность на бесконечное Ориентировать человеческую деятельность на бесконечное
Факторы, стимулирующие использование компетентностного подхода Принципиальные изменения почти во всех профессиях; Принципиальные изменения почти во всех профессиях; Появление новых профессий, «демаркация» прежних; Появление новых профессий, «демаркация» прежних; Возрастание роли горизонтальной мобильности в течении трудовой жизни; Возрастание роли горизонтальной мобильности в течении трудовой жизни; Профессионализация высшего образования (стирание граней между классическими, академическими и прикладными профессиями); Профессионализация высшего образования (стирание граней между классическими, академическими и прикладными профессиями); Появление феномена массового и «всеобщего высшего образования; Появление феномена массового и «всеобщего высшего образования; Глобализация профессий и профессионалов; Глобализация профессий и профессионалов; Нарастание в системах ПО конвергентных процессов; Нарастание в системах ПО конвергентных процессов; Децентрализация экономической ответственности; Децентрализация экономической ответственности; Децентрализация ответственности за качество работы; Децентрализация ответственности за качество работы; Усиление горизонтальной иерархии организаций; Усиление горизонтальной иерархии организаций; Развитие адекватной системы ВПО (ПО) (гибкость, прозрачность, сравнимость/сопоставимость, расширение «образования в течение всей жизни»); Развитие адекватной системы ВПО (ПО) (гибкость, прозрачность, сравнимость/сопоставимость, расширение «образования в течение всей жизни»); Усиление роли и усложнение задач «личностного развития» (умения на всю жизнь); Усиление роли и усложнение задач «личностного развития» (умения на всю жизнь); Изменения стилей жизни на уровнях: глобальном; социума; организационном; индивидуальном; Изменения стилей жизни на уровнях: глобальном; социума; организационном; индивидуальном; Внедрение «рыночных механизмов» в ВПО и ПО; Внедрение «рыночных механизмов» в ВПО и ПО; Возрастание роли «менеджеризма» в управлении (регулировании0 ВПО и ПО; Возрастание роли «менеджеризма» в управлении (регулировании0 ВПО и ПО; Активизация малого предпринимательства; Активизация малого предпринимательства; Усиление фактора динамизма и неопределенности; Усиление фактора динамизма и неопределенности; Сокращение социальной защиты граждан. Сокращение социальной защиты граждан.
Компетенция- это мера образовательного успеха личности, проявляющегося в её собственных действиях в определённых профессионально и социально значимых ситуациях. Квалификация- функциональное соответствие между требованиями рабочего места и целями образования.
Деятельностные(профессиональные) компетенции -это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела; методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, также самооценивать результаты своей деятельности. Персональные(гуманистические) компетенции- это готовность и способность личности: выявлять, осмысливать и оценивать шансы своего развития, требования и ограничения в семье, профессии. общественной жизни; проявлять собственные дарования, разрабатывать и развивать свои жизненные планы. Персональные компетенции охватывают персональные качества, такие, как: самостоятельность, самоуважение, надежность, осознанная ответственность, чувство долга, развитие самоосознанной ориентации на ценности. Социальные компетенции- это готовность и способность формироваться и жить в социальном взаимодействии; изменяться и адаптироваться; вырабатывать способность к рациональной ответственной дискуссии,достижению согласия с другими.
Профессиональные компетенции магистра образовательного менеджмента: социально-педагогическая, организационно-управленчекая, научно-исследовательская, межкультурная, рефлексивно-креативная.
Социально-педагогическая компетенция- готовность выпускника на основе социологических и психолого-педагогических знаний осуществлять различные виды педагогической деятельности ( преподавательская, научно-методическая, консультационная, воспитательная): способен анализировать реальные факты и явления педагогической действительности на основе владения понятийным аппаратом социологии, психологии, педагогики, андрагогики, дидактики, менеджмента знания. Владеет современными методами и приемами преподавания в области образовательного менеджмента. Умеет конструировать цели, содержание учебных планов и программ на основе использования междисциплинарных связей для профессионального и социального развития обучающихся. Умеет выбирать диагностические методики для исследования образовательных проблем и моделировать образовательную среду в соответствии с потребностями конкретной организации. Умеет разрабатывать образовательные технологии, методические указания и требования к организации учебно-воспитательного процесса для обучения и воспитания отдельных категорий персонала организации. Может осуществлять сопровождение профессиональной деятельности через тренинг, моделирование, консультирование, супервизию. Владеет системой навыков объективного анализа собственной педагогической деятельности с целью повышения её качества.
Организационно-управленческая компетенция- готовность выпускника к комплексному обеспечению функционирования и развития образовательных систем различных типов и уровней (методическому, правовому, материально-техническому, финансово-экономическому, кадровому), к созданию условий для формирования и развития групп (стимулирование самостоятельности субъектов, их самоорганизации, самоуправления., лидерских качеств): Умеет оценивать текущее состояние и прогнозировать тенденции развития образовательных систем. Способен к анализу качества организации учебного процесса в соответствии с установленными требованиями. Владеет методикой оценки и расчета экономической эффективности образовательной деятельности. Знает основные положения законодательства РФ и нормативные документы, регулирующие образовательную деятельность с использованием ведущих концепций менеджмента качества… Владеет навыками управления педагогическим коллективом и способами организации его работы на основе системных знаний в области психологии коллектива и менеджмента организации. Способен управлять группой, умеет работать в команде, способен к стимулированию командного духа, персонального лидерства и успеха… Владеет способами формирования организационной культуры на основе глубоких знаний в области профессиональной и корпоративной этики. Владеет основами менеджмента времени.
Научно-исследовательская компетенция- готовность выпускника к самостоятельной исследовательской деятельности: Владеет современной методологией научных исследований в области образовательного менеджмента, навыками планирования и проведения научных экспериментов, методами обработки и оформления результатов научных исследований. Умеет находить решения типовых задач, решать нестандартные задачи, выявлять проблемные ситуации и альтернативные способы их разрешения на основе эффективного научно-методического анализа теории и практики образовательного менеджмента.
Межкультурная компетенция- готовность выпускника решать актуальные задачи управления образовательными системами в контексте международных интеграционных процессов: Умеет ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать особенности ценностно-смысловых ориентаций различных социальных, национальных, религиозных и профессиональных общностей и групп. Руководствуется в профессиональной деятельности принципами этнокультурной этики, предполагающими уважение своеобразия иной культуры и ценностных ориентаций. Умеет критически анализировать и сравнивать зарубежные образовательные системы и проекты, выявлять общее и особенное в их структуре на основе знаний концепций образовательного менеджмента в международном контексте. Способен организовывать работу в иной культурной (международной) среде, на основе знаний этикета, ритуалов, этических и нравственных норм поведения, принятых в различных культурах. Обладает навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов.
Рефлексивно- креативная компетенция- готовность выпускника к инициативной, самостоятельной инновационной деятельности, обеспечивающей развитие образовательных систем на основе рефлексии личностного и профессионального развития, перспектив развития профессиональной сферы, потребностей общества: Способен порождать новые идеи, быть инициатором перемен, поддерживать творчество, проектировать и организовывать инновационное развитие образовательных систем, организовывать проведение экспериментов по внедрению новых форм учебной, воспитательной и управленческой деятельности, конкурентоспособных образовательных услуг. Владеет современными методами анализа результатов собственной профессиональной деятельности с целью её совершенствования, повышения квалификации, развития своей карьеры, становления конкурентоспособным и профессионально мобильным специалистом. Способен к профессиональной адаптации в новых, быстро меняющихся производственных условиях.
Спасибо за внимание!