Работу выполнили: Степанова Татьяна Степанова Татьяна Семёнова Ирина Шпагина Елена Стрункин Виктор Стрункин Виктор
Что такое логопедия Логопедия наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Логопедия наука о нарушениях речи, их преодолении и предупреждении средствами коррекционного обучения и воспитания. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Является одним из разделов специальной педагогики. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Начало изучения логопедии Научное изучение речевой патологии, её коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, то есть примерно с середины 19 века. В России помощь детям с нарушениями речи получила государственную поддержку после 1917 года. Научное изучение речевой патологии, её коррекции началось сравнительно недавно, с тех пор как стали известны основные анатомо-физиологические механизмы обеспечения речевой деятельности, то есть примерно с середины 19 века. В России помощь детям с нарушениями речи получила государственную поддержку после 1917 года.
Период с начала 19 века по первую часть 20 века – период зарождения и становления логопедии как самостоятельной науки. Период с начала 19 века по первую часть 20 века – период зарождения и становления логопедии как самостоятельной науки.
Этапы развития логопедии как науки 1 этап годы: 1 этап годы: Именно в этот период наука о патологии речи начала формироваться как теория, начали определяться основные направления в изучении, преодолении и предупреждении патологии речевой деятельности. Именно в этот период наука о патологии речи начала формироваться как теория, начали определяться основные направления в изучении, преодолении и предупреждении патологии речевой деятельности.
2 этап годы: 2 этап годы: Значительное внимание стало уделяться изучению расстройств речи и голоса. Патология речи и голоса начинает исследоваться специально, она рассматривается как самостоятельное явление. Значительное внимание стало уделяться изучению расстройств речи и голоса. Патология речи и голоса начинает исследоваться специально, она рассматривается как самостоятельное явление. Этапы развития логопедии как науки
3 этап годы: 3 этап годы: Изучается ринолалия, тахилалия, афазия и более глубоко – нарушение голоса. Накопилось большое число описаний конкретных случаев расстройств речи, голоса, что требовало их систематизации и теоретического осмысления; появляются монографии Кожевникова «Афазия и центральный орган речи». Таким образом, появляются работы (пока только переводы), в которых исправления нарушений речи и голоса становится частью педагогического процесса (воспитания и обучения). Изучается ринолалия, тахилалия, афазия и более глубоко – нарушение голоса. Накопилось большое число описаний конкретных случаев расстройств речи, голоса, что требовало их систематизации и теоретического осмысления; появляются монографии Кожевникова «Афазия и центральный орган речи». Таким образом, появляются работы (пока только переводы), в которых исправления нарушений речи и голоса становится частью педагогического процесса (воспитания и обучения).
Этапы развития логопедии как науки 4 этап. С 1900 года: 4 этап. С 1900 года: Начинают разрабатываться методы преодоления многих форм патологии речи и голоса, хотя продолжают преобладать работы по лечению заикания. Работа, как правило, строится на устранении какого-либо внешнего симптома нарушения речи, не учитывается многообразия проявлений расстройств речи, его этиология и механизмы. От изолированного рассмотрения единичных расстройств речи голоса постепенно перешли к их обобщению и теоретическому осмыслению. Начинают разрабатываться методы преодоления многих форм патологии речи и голоса, хотя продолжают преобладать работы по лечению заикания. Работа, как правило, строится на устранении какого-либо внешнего симптома нарушения речи, не учитывается многообразия проявлений расстройств речи, его этиология и механизмы. От изолированного рассмотрения единичных расстройств речи голоса постепенно перешли к их обобщению и теоретическому осмыслению.
Периодизация по Р.Е. Левиной 1969 год Левиной и сотрудниками была разработана периодизация проявлений нарушений речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи. Несмотря на разлиную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одни из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам. Левиной и сотрудниками была разработана периодизация проявлений нарушений речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи. Несмотря на разлиную природу дефектов, у детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Одни из ведущих признаков является более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам.
Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения; снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Заключение Исследований истории отечественной логопедии фактически нет. Актуальность же изучения истории определяется рядом обстоятельств. Во-первых, исследование ее поможет более глубокому осмыслению современного состояния науки и в какой-то мере будет способствовать определению перспектив ее развития. Во- вторых, изучение истории может воскресить забытые идеи, в частности, те, которым не придавалось должного значения в предшествующие периоды, но которые значимы сегодня. Теоретическое значение исследования истории логопедии заключается в том, что знание истории науки дает возможность представить изучаемое явление в движении, т.е. способствует выявлению многообразных, взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие науки. Знание истории поможет определить объект, предмет и методы данной науки, ее место и роль в системе других наук. Исследований истории отечественной логопедии фактически нет. Актуальность же изучения истории определяется рядом обстоятельств. Во-первых, исследование ее поможет более глубокому осмыслению современного состояния науки и в какой-то мере будет способствовать определению перспектив ее развития. Во- вторых, изучение истории может воскресить забытые идеи, в частности, те, которым не придавалось должного значения в предшествующие периоды, но которые значимы сегодня. Теоретическое значение исследования истории логопедии заключается в том, что знание истории науки дает возможность представить изучаемое явление в движении, т.е. способствует выявлению многообразных, взаимосвязанных внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие науки. Знание истории поможет определить объект, предмет и методы данной науки, ее место и роль в системе других наук.