План: 1.Задачи разработки вариативных форм интегрированного обучения; 2.Условия интеграции; 3.Варианты организации интегрированного обучения. Модели интегрированного обучения
Задачи разработки вариативных форм интегрированного обучения: - расширить количество детей, нуждающихся в специальной педагогической помощи, приблизив ее к месту жительства; - расширить количество детей, нуждающихся в специальной педагогической помощи, приблизив ее к месту жительства; - обеспечить детям с ОВЗ возможность быть интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников; - обеспечить родителям возможность получать консультативную помощь; - обеспечить массовым педагогам, работающим с интегрированными детьми, методическую поддержку; - формировать толерантное отношение к детям с ОВЗ.
Условия интеграции ребенка с ОВЗ в общеобразовательную среду: - желание родителей обучать ребенка с нормально развивающимися сверстниками; - наличие возможности оказывать интегрированному ребенку медико- психолого-педагогическую помощь; - психологическая готовность ребенка с ОВЗ к совместному обучению; - готовность образовательного учреждения принять ребенка с ОВЗ.
Варианты организации совместного обучения детей с ОВЗ с нормально развивающимися: Постоянная полная интеграция. Предполагает обучение ребенка с ОВЗ, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному обучению на равных с нормально развивающимися сверстниками в одних дошкольных группах и классах. Дети с ОВЗ по 1-3 человека включаются в обычные группы детей и весь день находятся с нормально развивающимися сверстниками. Процесс обучения обеспечивается педагогами массового образования. Постоянная полная интеграция. Предполагает обучение ребенка с ОВЗ, чей уровень психофизического и речевого развития соответствует или приближается к возрастной норме, кто психологически готов к совместному обучению на равных с нормально развивающимися сверстниками в одних дошкольных группах и классах. Дети с ОВЗ по 1-3 человека включаются в обычные группы детей и весь день находятся с нормально развивающимися сверстниками. Процесс обучения обеспечивается педагогами массового образования. Постоянная неполная интеграция. Предполагает обучение ребенка с ОВЗ, чей уровень психофизического и речевого развития несколько ниже возрастной нормы, способных в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. В состав каждого класса вводятся 2-3 ребенка с ОВЗ, которые периодически объединяются в одну группу для проведения дефектологом ряд учебных занятий по специальным программам. Время пребывания детей дозируется, но при этом составляет большую часть дня. Процесс обучения в равной мере обеспечивается педагогами массового образования и дефектологами. Постоянная неполная интеграция. Предполагает обучение ребенка с ОВЗ, чей уровень психофизического и речевого развития несколько ниже возрастной нормы, способных в целом ряде предметных областей обучаться совместно и наравне с нормально развивающимися сверстниками, а также проводить с ними большую часть внеклассного времени. В состав каждого класса вводятся 2-3 ребенка с ОВЗ, которые периодически объединяются в одну группу для проведения дефектологом ряд учебных занятий по специальным программам. Время пребывания детей дозируется, но при этом составляет большую часть дня. Процесс обучения в равной мере обеспечивается педагогами массового образования и дефектологами.
Постоянная частичная интеграция. Предполагает обучение ребенка с ОВЗ наравне с нормально развивающимися сверстниками при условии овладения им лишь небольшой части необходимых умений и навыков. Ребенок с ОВЗ проводит лишь часть учебного и внеклассного времени совместно с НРС. Дети по 1-3 человека вводятся на часть дня в обычные классы, обучаясь большую часть дня в специальных классах. Процесс обучения обеспечивается преимущественно учителями-дефектологами, оказывающими методическую помощь педагогам массового образования. Постоянная частичная интеграция. Предполагает обучение ребенка с ОВЗ наравне с нормально развивающимися сверстниками при условии овладения им лишь небольшой части необходимых умений и навыков. Ребенок с ОВЗ проводит лишь часть учебного и внеклассного времени совместно с НРС. Дети по 1-3 человека вводятся на часть дня в обычные классы, обучаясь большую часть дня в специальных классах. Процесс обучения обеспечивается преимущественно учителями-дефектологами, оказывающими методическую помощь педагогам массового образования. Временная частичная интеграция. Все воспитанники специального класса вне зависимости от уровня развития объединяются с нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера (кружки, спортивные секции и т.д.). Обучение проводит педагог-дефектолог, массовые педагоги организуют совместные мероприятия. Временная частичная интеграция. Все воспитанники специального класса вне зависимости от уровня развития объединяются с нормально развивающимися сверстниками не реже 2-х раз в месяц для проведения совместных мероприятий в основном воспитательного характера (кружки, спортивные секции и т.д.). Обучение проводит педагог-дефектолог, массовые педагоги организуют совместные мероприятия. Эпизодическая интеграция. Ориентирована на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения работы по совместному с НРС воспитанию и обучению своих воспитанников. Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, походах, при проведении выставок и т.д. Массовые педагоги организуют совместную деятельность при консультировании педагогов- дефектологов. Эпизодическая интеграция. Ориентирована на специальные дошкольные и школьные учреждения, которые ограничены в возможностях проведения работы по совместному с НРС воспитанию и обучению своих воспитанников. Социальное взаимодействие обеспечивается в лагерях отдыха, походах, при проведении выставок и т.д. Массовые педагоги организуют совместную деятельность при консультировании педагогов- дефектологов.
Вариативный набор моделей интегрированного обучения детей с ОВЗ совместно с НРС позволяет подобрать каждому ребенку с ОВЗ доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.