ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Проректор по учебной работе УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова», кандидат педагогических наук, доцент Турковский Веслав Иосифович
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Эффективность методологической подготовки обусловлена реализацией системного подхода в определении целей, характера и механизмов взаимодействий между процессами дифференциации и интеграции. Применение этого подхода связано с изучением: отношения части и целого; закономерностей состава и структуры методологической подготовки как уровневого образования, включающего философско- методологический, педагогический (конкретно-научный) и технологический уровни. УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
дифференциация и интеграция выступают как внутренние системообразующие факторы построения системы методологической подготовки В качестве вышеуказанных положений выступили следующие: ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Эффективность методологической подготовки обусловлена реализацией системного подхода в определении целей, характера и механизмов взаимодействий между процессами дифференциации и интеграции. дифференциация и интеграция порождаются объединяющимися в систему элементами сущность дифференциации и интеграции соответствует природе педагогической системы УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
Системный подход обусловил рассмотрение методологической подготовки как системы в следующей динамике: Системный подход обусловил рассмотрение методологической подготовки как системы в следующей динамике: функционирование становление возникновение ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ развитие УО «Витебский государственный университет им. П.М. Машерова»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Для полноценной реализации ведущей роли противоречивого взаимодействия во взаимосвязи с непротиворечивым взаимодействием необходимо определить теоретико-философские основания, ориентированные на повышения качества и непрерывности взаимодействия между дифференциацией и интеграцией. УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
развитие рассматривают как необратимое, направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов как процесс возникновения, движения и разрешения противоречий. любой отдельный процесс развития имеет следующие стадии: подготовку предпосылок его образования; возникновение; формирование; зрелость; разрушение как переход процесса к новому состоянию. развитие характеризуют качественные изменения объектов, появление новых инноваций и нововведений ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Работы философов В.Л. Абушенко, Д.И. Грядового, Е.Ф. Солопова, И.Т. Фролова позволили выявить эти основания. К ним относятся: развитие
Понятие системы конкретизирует понятие целого и учитывает его расчлененность на относительно самостоятельные элементы Понятие «организация» раскрывает динамический характер системы, а также и упорядоченное взаимодействие отдельных элементов системы в целом и ее связи с системой большей общности. Понятие же целого отражает прежде всего целостность системы, взаимосвязанность элементов друг и другом и со всей системой. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Системную организацию характеризует неразрывная связь целостности и расчлененности. Система – это устойчивая совокупность множества элементов, такое единое целое, которое внутренне расчленено на относительно самостоятельные элементы – части. Системная организация
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Важна результативность взаимодействия дифференциации и интеграции и она должна достигаться на каждом из этапов личностного и профессионального становления студентов и магистрантов. На этапе общего и высшего образования критериями результативности являются: сформированность у выпускников школы научного сознания, познавательной активности и умственной самостоятельности. для выпускников университета таким критерием выступает педагогическая компетентность; для выпускников магистратуры – владение основами исследовательской компетентности. УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Методологическая подготовка к проведению педагогических исследований студентов отличается (по целям, содержанию и механизмам) от аналогичных оснований методологической подготовки магистрантов. Но в тоже время есть общие аспекты, что создает необходимую базу для непрерывности и преемственности процессов рассматриваемой методологической подготовки. На этапе обучения в университете подготовка к проведению педагогических исследований осуществляется во взаимодействии с формированием профессиональной компетентности учителя. Важная задача этого этапа – формирование у студентов модели активного профессионального поведения и деятельности (Л.М. Митина). УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
уровневость методологии методологический исследований уровневость понятийного отражения явлений обучения уровневость уровневость познавательной активности обучающихся, знаний, умений и навыков уровневость усвоения понятий уровневость продуктивности педагогической деятельности уровневость средств обучения Уровневость выступает существенным аспектом содержания теоретической и практической подготовки. УО «ВГУ им. П.М. Машерова» ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Для овладения (во взаимодействии дифференциации и интеграции) вышеуказанными аспектами содержания теоретической и практической подготовки студентов создана необходимая теоретико-методическая база. Ее компонентами выступают результаты исследования: В.В. Давыдова (теория учебной деятельности, опирающаяся на понятие содержательного обобщения); П.М. Эрдниева (система укрупнения дидактических единиц как технологического изучения взаимосвязанных понятий, что формирует умения и навыки целостного восприятия); Д.П. Горского (обобщение и познание); Л.Я. Зориной (системность знаний старшеклассников). УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
Эффективное формирование субъекта научно- педагогической деятельности, предполагает определение ведущей содержательно-процессуальной основы, обеспечивающей преемственность в деятельности студентов, магистрантов, аспирантов и учителей. Такой основой выступают непрерывное профессиональное развитие студентов, магистрантов и учителей. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Для выявления сущности профессионального развития: o Н.В. Кузьмина вычленяет пять уровней результативности труда учителя o И.Ф. Харламов выделяет следующие ступени профессионального роста учителя: педагогическая умелость, мастерство, творчество и новаторство. o И.П. Подласый вычленяет четыре уровня продуктивности обучения УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ критерии результативности воспитательной деятельности И.А. Колесникова и В.А. Сластенин выявили: ориентиры успешности данной деятельности динамика проявлений ценностно- значимых качеств, обогащение личного опыта учащихся социально успешное содержание и продуктивность их деятельности критерии и показатели личностного роста проявление качества результата воспитательной деятельности динамика характера УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ КАК ФАКТОРЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ И МАГИСТРАНТОВ К ПРОВЕДЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В качестве базовых компонентов содержания рассматриваемой научной компетентности, на наш взгляд, выступают следующие шесть групп компетентностей: Общенаучные компетентности Конкретно-научные, педагогические компетентности Теоретико-методологические компетентности Компетентности в применении методов исследования Компетентности в проведении педагогических исследований Методико-технологические компетентности УО «ВГУ им. П.М. Машерова»
Благодарим за внимание!