Научные исследования: состояние проблемы в Казахстане и перспективы проф. Айнабекова Б.А. (Казахстан) Астана, 2007
«Для развития системы современного образования, подготовки и переподготовки кадров и освоения передовых технологий нам следует активней выходить на международный рынок.» Н. Назарбаев (Стратегия «КАЗАХСТАН-2030» в действии: десять лет успеха)
Научную деятельность в Республике Казахстан осуществляют: 20 научно-исследовательских организаций (14 научных центров, 6 научно-исследовательских организаций) 6 государственных медицинских вузов 16 научных организаций
Состояние после оптимизации диссертационных советов в РК В РК функционируют: 141 докторских советов; 35 кандидатских советов.
Динамика подготовки докторов и кандидатов наук в РК Калабаев Н.Б. О системе аттестации научных и научно-педагогических кадров в Республике Казахстан и перспективах ее совершенствования//Материалы VIIIконференции МАГАТ, Астана, – С
Причины отсутствия конкурентноспособных разработок в медицинской науке Низкое материально-техническое обеспечение; Утечка высококвалифицированных кадров; Низкая мотивация к занятию научной деятельностью; Отсутствие международных стандартов в научных исследованиях.
«Одна из самых удручающих обязанностей редактора медицинского журнала –необходимость отвергать исследования, основанные на хорошей идее, но безнадежно испорченные плохой методологией» Stephen Lock, редактор Британского медицинского журнала, 1979г.
Какие шаги необходимо предпринять для повышения рейтинга научных исследований в РК? Обучение научных кадров методам доказательной медицины; Развитие этических комитетов; Повышение ответственности выпускающих научных организаций; Повышение ответственности за уровень публикуемых статей научных изданий Комитета по аттестации (ВАК).
КОНЦЕПЦИЯ реформирования медицинской науки РК на гг Государственная поддержка приоритетных направлений Внедрение методов доказательной медицины, международных стандартов
КОНЦЕПЦИЯ реформирования медицинской науки РК на гг Выпуск конкурентноспособ- ной научной продукции Увеличение финансирования научно- исследовательских организаций
Приказ МЗ РК 442 от 25 июля 2007г. «Об утверждении Правил проведения доклинических исследований, медико- биологических экспериментов и клинических испытаний»
Методологические подходы к новизне научных исследований: Планируемое научное исследование более крупное, более продолжительное или более значимое предыдущих; Планируемые методы более точные; Повышение статистической достоверности результатов; Планируемые группы изучения специализированы по полу, возрасту, национальности и т.д.
Дизайн исследования: материалы и методы Выбор метода исследования : Сравнение параллельных групп -. Результаты анализируются путем сравнения групп Парное сравнение (или подобранные пары) - Пациенты, получающие разные виды лечения, подбираются парами с одинаковыми характеристиками, например возрастом и полом (для того, чтобы устранить влияние этих вмешивающихся переменных).
Сравнение результатов у одного и того же пациента - Состояние пациентов оценивают до и после вмешательства; результаты анализируют с учетом изменений у одного и того же пациента Одиночное слепое исследование - Пациенты не знали, какое лечение они получали Двойное слепое исследование - Ни исследователи, ни пациенты не знали, кто и какое лечение получал Перекрестное исследование - Каждый пациент получал лечение аналогично пациентам контрольной и опытной групп (в случайном порядке).
Плацебо-контролируемое исследование - Пациенты контрольной группы получают плацебо (неактивный препарат), который должен выглядеть, как активный препарат, и иметь такой же вкус. Плацебо также может быть использовано в хирургических исследованиях (фиктивное вмешательство, ложная операция)
Шкала оценки уровня доказательств эффективности, приводимых в клинических исследованиях А - Доказательства, обобщенные в систематическом обзоре, в мета- анализе;(высокая достоверность) В - Доказательства, полученные в проспективных рандомизированных исследованиях;(умеренная) С - Доказательства, полученные в больших проспективных, но не рандомизированных (ограниченная)
D - Доказательства, полученные в ретроспективных нерандомизированных исследованиях на большой группе; E - Доказательства, полученные в исследованиях, на ограниченном числе больных; F - Доказательства, полученные на отдельных больных.
Предпочтительный дизайн при оценке: Лечебных мероприятий – рандомизированное контролируемое испытание Диагностических и скрининговых методов поперечное исследование Прогноза и этиологических факторов – когортное исследование
Все ли вопросы практической медицины решает идеально проведенное исследование? Как можно оценить научную и социальную ценность методов диагностики и лечения? Что необходимо для разработки правильной государственной стратегии в лечебной практике?
Недостатки рандомизированных контролируемых испытаний (РКИ) Проведение РКИ дорого и требует времени, поэтому в практической деятельности: либо не проводят вообще, либо проводят на слишком маленькой группе пациентов или в течение слишком короткого периода времени большинство испытаний оплачивают крупные исследовательские институты, университеты, правительство или фармацевтические компании, которые в конечном итоге диктуют направление исследований; вместо клинических исходов часто используют суррогатные конечные точки (косвенные критерии оценки).
Перспективы научных исследований - клинико- экономический анализ
Благодарю за внимание!