Сулейманов Салават Шейхович заведующий кафедрой клинической фармакологии, профессор, д.м.н Абросимова Наталья Васильевна заведующий кафедрой фармации.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сулейманов Салават Шейхович Зав.кафедрой клинической фармакологии, профессор, д.м.н Абросимова Наталья Васильевна Зав. кафедрой фармации, к. ф. н. Хабаровск,
Advertisements

О СОСТОЯНИИ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ.
Докладчик: министр здравоохранения Ставропольского края, заслуженный врач РФ, доктор медицинских наук, профессор С.Л.Вардосанидзе Организацияпредоставления.
Роль фармакоэкономических исследований в системе принятия государственных решений по обеспечению лекарственной помощью населения Российской Федерации Хабриев.
Профессор кафедры госпитальной терапии Д.м.н. В.И.Купаев Моделирование дополнительного лекарственного обеспечения больных бронхиальной астмой в Самарской.
Анализ лекарственного обеспечения населения Ставропольского края Профессор В.А.Батурин.
Лекарственное обеспечение населения Пермского края Министерство здравоохранения Пермского края.
Лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в 2010 году 1 1.
Дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан (количество льготополучателей)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН Управление по фармации МЗ РТ Организация и проведение мероприятий по обеспечению отдельных категорий.
Министерство здравоохранения Республики Татарстан Заместитель министра здравоохранения Республики Татарстан Ф.Ф. Яркаева
Текущее состояние и дальнейшие шаги Итоги на
Об устранении замечаний по результатам проверки прокуратурой Иркутской области реализации мероприятий долгосрочной целевой Программы модернизации здравоохранения.
Лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан в Хабаровском крае (ДЛО) МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ.
В.А.Батурин, Н.В. Яковлева Фармакоэкономическая оценка использования лизиноприла, атенолола и амлодипина при лечении гипертонической болезни у пациентов.
Обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами в Тюменской области. Контроль реализации программы ОНЛС в году.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2007 году.
1 Министерство здравоохранения Республики Татарстан О методике оценки эффективности деятельности специалистов с высшим и средним.
Обеспечение льготных категорий граждан бесплатными лекарственными средствами Министерство здравоохранения Пермского края.
1 2 Анализ здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения города Нягани в 2008 году.
Транксрипт:

Сулейманов Салават Шейхович заведующий кафедрой клинической фармакологии, профессор, д.м.н Абросимова Наталья Васильевна заведующий кафедрой фармации., к.ф.н. Хабаровск, 2007 ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ Дополнительное лекарственное обеспечение в Хабаровском крае: Дополнительное лекарственное обеспечение в Хабаровском крае: минимизация расходов или оптимизация назначений

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ДЛО - повышение качества жизни наименее защищенных слоев населения: Повышение доступности качественной лекарственной помощи Повышение доступности качественной лекарственной помощи Снижение тяжести течения заболеваний и темпов их возможного прогрессирования; Снижение тяжести течения заболеваний и темпов их возможного прогрессирования; Снижение частоты обострений и возникновения осложнений, снижение смертности; Снижение частоты обострений и возникновения осложнений, снижение смертности; Снижение нагрузки на стационарное звено здравоохранения; Снижение нагрузки на стационарное звено здравоохранения; Снижение частоты, тяжести, экстренности госпитализаций, числа вызовов СМП; Снижение частоты, тяжести, экстренности госпитализаций, числа вызовов СМП;

Льготы по лекарственному обеспечению при амбулаторном лечении имеют 21 % от общего количества населения края – почти каждый пятый житель края. Из них федеральных льготников в 2006 году в соответствии с ФЗ от г. 122-ФЗ – 106 тысяч человек, краевых льготников –125 тысяч человек. Наибольшее число льготников приходится на города Хабаровск (50%) и Комсомольск-на-Амуре (15%).

Динамика случаев госпитализаций отдельных категорий граждан по наиболее финансово-затратным группам заболеваний в Хабаровском крае Динамика случаев госпитализаций отдельных категорий граждан по всем группам заболеваний

Отказ от набора социальных услуг в Хабаровском крае В 2007 г. по данным пенсионного фонда Хабаровского края от соцпакета отказалось федеральных льготников, что составляет 28,8% В 2007 г. по данным пенсионного фонда Хабаровского края от соцпакета отказалось федеральных льготников, что составляет 28,8% Для сравнения, в прошлом году от получения соцпакета отказались 27% федеральных льготников Хабаровского края. Для сравнения, в прошлом году от получения соцпакета отказались 27% федеральных льготников Хабаровского края.

В Хабаровском крае контингент «отказников» вывел из системы ДЛО края около 138,6 млн.руб

Причины кризиса лекарственного обеспечения в системе ДЛО Нарушения страхового («солидарного») принципа реализации программы Нарушения страхового («солидарного») принципа реализации программы Дисбаланс ответственности участников программы ДЛО (аптеки вынуждены управлять выпиской рецептов) Дисбаланс ответственности участников программы ДЛО (аптеки вынуждены управлять выпиской рецептов) Низкая эффективность управления формированием товарных запасов программы Низкая эффективность управления формированием товарных запасов программы Отсутствие эффективной системы контроля качества лекарственной терапии Отсутствие эффективной системы контроля качества лекарственной терапии

Хабаровский край Программа ДЛО В 2005 г. отпущено ЛС на сумму 443,4 млн. руб. В 2006 г. назначено и поставлено ЛС на сумму 867,3 млн. руб В соответствии с Федеральным Законом РФ от «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2007 год» Хабаровскому краю В соответствии с Федеральным Законом РФ от «О бюджете Федерального фонда ОМС на 2007 год» Хабаровскому краю выделено 340,4 млн. руб. выделено 340,4 млн. руб. Норматив финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде НСУ, установлен в размере 378,75 руб. Норматив финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде НСУ, установлен в размере 378,75 руб. За 6 месяцев 2007 г отпущено лекарственных средств на сумму 316,8 млн. руб. За 6 месяцев 2007 г отпущено лекарственных средств на сумму 316,8 млн. руб.

Проблемы программы ДЛО в Хабаровском крае практически такие же как и в других регионах и в целом по Российской Федерации

Введение лимитов на лекарственное обеспечение в программе ДЛО ставит врача в затруднительное положение не только в выборе наиболее дешевого терапевтического аналога, но и выполнения стандартов оказания медицинской помощи Прежде чем просить деньги необходимо решать проблемы ДЛО внутри системы здравоохранения

Решение проблем программы ДЛО Федеральный уровень Федеральный уровень Региональный уровень: Региональный уровень: Для решения региональных проблем необходимо оценивать результаты программы по реальным показателям качества оказания медицинской помощи. Предварительную оценку использования препаратов можно получить из анализа потребления ЛС. Предварительную оценку использования препаратов можно получить из анализа потребления ЛС.

Анализ потребления ЛС в МНН по программе ДЛО (первые по рейтингу объема реализации в финансовом выражении) 2005 г 2006 г 6 мес Лизиноприл Эпоэтин альфа Эпоэтин альфа 2Винпоцетин Рисперидон Рисперидон 3Амдодипин Фактор свертывания Бортезомиб крови VIII 4Триметазидин Бортезомиб (Велкейд) Ритуксимаб 5 VIII фактор свертывания крови Ритуксимаб (Мабтера) Фактор свертывания крови VIII крови VIII 6 Инсулин - изофан Иматиниб (Гливек) Иматиниб 7Эналаприл Амлодипин Трастузумаб

Анализ потребления ЛС по торговым наименованиям ( первые по рейтингу объема реализации в финансовом выражении ) 2005 г 2006 г 6 мес 2007 г 1 Предуктал МВ табл. 35 мг Велкейд, Эпоэтин альфа 2 Кавинтон табл. 5 мг Эпоэтин альфа Велкейд, 3 Диротон табл. 20 мг 28 Гливек капс. Гливек капс 4 Гливек капс. Мабтера Герцептин 5 Рекормон р-р д/ин МЕ 0,3 мл 6 Бетаферон Бетаферон 6 Арифон ретард Предуктал МВ табл. Зомета 7 Протафан НМ Пенфилл 100 МЕ /мл 3 мл 5 Ремикейд, Ремикейд Ремикейд, Ремикейд 8Мабтера Герцептин Мабтера Герцептин Мабтера

Первые строки рейтинга по объему реализации не могут дать полной картины потребления лекарственных средств по программе ДЛО и, следовательно, нет критической оценки назначения препаратов с целью оптимизации расходов на лекарственную помощь.

АВС-анализ реализации ЛС за 2006 г (по количеству упаковок) Группа А МНН Кол-во упаковок Стоимость (руб) 1Эналаприл ,59 2 Панкреатин (?) ,58 3Лизиноприл ,86 4Винпоцетин ,19 5Индапамид ,36 6Кетопрофен ,56 7Метопролол ,66 8 Амлодипин (?) ,0 9 Спиронолактон (?) ,0 10Бетагистин

Амлодипин В ходе проверок выяснено, что амлодипин назначается в 2 раза выше максимальной суточной дозы (2 раза в день) В ходе проверок выяснено, что амлодипин назначается в 2 раза выше максимальной суточной дозы (2 раза в день) Это произошло при переходе с оригинального амлодипина на генерические формы (уровень доказательности отсутствует) Это произошло при переходе с оригинального амлодипина на генерические формы (уровень доказательности отсутствует) Рецепты с удвоенной дозировкой не оплачиваются аптечной организации Рецепты с удвоенной дозировкой не оплачиваются аптечной организации

Милдронат (капс) по анализу потребления в 2006 и 2007 г в группе А 2006 г количество рецептов 4412 на сумму 1,69 млн руб 2006 г количество рецептов 4412 на сумму 1,69 млн руб 6 мес 2007 г количество рецептов 3397на сумму 1,37 млн руб 6 мес 2007 г количество рецептов 3397на сумму 1,37 млн руб

Триметазидин (группа В в 2007 г) 2006 г количество рецептов 33784на сумму 15,57 млн руб 2006 г количество рецептов 33784на сумму 15,57 млн руб 6 мес 2007 г количество рецептов 3601 на сумму 1,09 млн руб 6 мес 2007 г количество рецептов 3601 на сумму 1,09 млн руб

АВС-анализ реализации ЛС за 2006 г (по количеству упаковок) Группа В МНН Кол-во упаковок Стоимость, руб 1 Алгедрат + магния гидроксид ,23 2 Гепарин натрия ,39 3Инозин ,6699 4Поливитамины ,4 5Рабепразол ,63 6 Желчь+Чеснок+Крапивы листья+Активированный уголь ,22 7 Панкреатин+Желчи компоненты+Гемицеллюлаза ,59 8 Аскорбиновая кислота + Рутозид ,33

АВС-анализ реализации ЛС за 2006 г (по количеству упаковок) Группа С МНН Кол-во упаковок Стоимость, руб 1 Тыквы обыкновенной семян масло ,33 2 Доксициклин ,68 3 Грамицидин C ,00 4 Фуразолидон332494,48 5 Соматропин ,53 6 Резерпин+Дигидралазин+Гидрохл оротиазид ,77 7 Надропарин кальция ,88 8 Эноксапарин натрия ,96

Простая математика Хабаровский край 6 мес.2007 г Общие затраты на МНН панкреатин 3,85 млн руб обслужено 7717чел., из них: Общие затраты на МНН панкреатин 3,85 млн руб обслужено 7717чел., из них: Затраты на мезим составили 644 тыс.руб., обслужено 1391 чел. Затраты на мезим составили 644 тыс.руб., обслужено 1391 чел. Затраты на креон составили 1005 тыс руб. обслужено 978 чел. Затраты на креон составили 1005 тыс руб. обслужено 978 чел. Затраты на креон составили 1132 тыс руб. обслужено 675 чел. Затраты на креон составили 1132 тыс руб. обслужено 675 чел.

Причины, способствующие необоснованному назначению лекарственных средств Игнорирование принципов доказательной медицины и данных фармакоэкономики в формировании списков ЛС Игнорирование принципов доказательной медицины и данных фармакоэкономики в формировании списков ЛС Отсутствие механизмов финансового воздействия на врача за необоснованное назначение лекарственного средства. Отсутствие механизмов финансового воздействия на врача за необоснованное назначение лекарственного средства. Недостаточный контроль со стороны врачебных комиссий ЛПУ и органов управления здравоохранением за назначением и выпиской ЛС и отсутствие организационных мер воздействия. Недостаточный контроль со стороны врачебных комиссий ЛПУ и органов управления здравоохранением за назначением и выпиской ЛС и отсутствие организационных мер воздействия. Отсутствие адаптированных СОПов в большинстве ЛПУ Хабаровского края. Отсутствие адаптированных СОПов в большинстве ЛПУ Хабаровского края. Отсутствие четких медицинских критериев эффективности ДЛО. Отсутствие четких медицинских критериев эффективности ДЛО.

Группу А по объемам финансирования составляют препараты для лечения социально- значимых заболеваний: сахарный диабет, гемофилия, онкогематология, рассеянный склероз, психические заболевания Группу А по объемам финансирования составляют препараты для лечения социально- значимых заболеваний: сахарный диабет, гемофилия, онкогематология, рассеянный склероз, психические заболевания

Количество рецептов, шт Сумма, тыс.руб. Средняя стоимость рецепта, руб. 2005г. 2006г. 2005г. 2006г. 2005г. 2006г. 2005г. 2006г. 2005г. 2006г. Показатели лечения социально-значимых заболеваний отдельных категорий граждан Хабаровского края в 2005, 2006гг. Онкология, онкогематология Сахарный диабет Психические заболевания Гемофилия, болезнь Виллебранда Рассеянный склероз

Реализация программа ДЛО на территории края привела к снижению показателей заболеваемости: на 4,3% - инфарктом миокарда на 4,3% - инфарктом миокарда на 2% - острым инфарктом миокарда на 2% - острым инфарктом миокарда на 14,8% - повторным инфарктом миокарда на 14,8% - повторным инфарктом миокарда на 6% - болезнями органов дыхания на 6% - болезнями органов дыхания

Влияние системы ДЛО на снижение по сравнению с 2005 годом показателя смертности населения Хабаровского края на 8,6% - общей смертности; на 8,6% - общей смертности; на 16,9% - при заболеваниях органов дыхания; на 16,9% - при заболеваниях органов дыхания; на 8,4% - при заболеваниях органов системы кровообращения; на 8,4% - при заболеваниях органов системы кровообращения; на 40% - при заболеваниях крови и кроветворных органов; на 40% - при заболеваниях крови и кроветворных органов; на 9% - при эндокринных заболеваниях. на 9% - при эндокринных заболеваниях.

Хабаровский край Не на все социально-значимые заболевания существуют регистры больных. Не на все социально-значимые заболевания существуют регистры больных. Четкое представление о количестве больных, получаемых дорогостоящее лечение позволит сделать обоснованной и управляемой затратную часть финансирования всей программы Четкое представление о количестве больных, получаемых дорогостоящее лечение позволит сделать обоснованной и управляемой затратную часть финансирования всей программы

В Хабаровском крае количество больных гемофилией, имеющих право на набор социальных услуг составляет 64 человека. Удельный вес препаратов для лечения гемофилии составляет 3,06% за 2005 г и 5,3 % от всего бюджета ДЛО в регионе за 2006 г. В Хабаровском крае количество больных гемофилией, имеющих право на набор социальных услуг составляет 64 человека. Удельный вес препаратов для лечения гемофилии составляет 3,06% за 2005 г и 5,3 % от всего бюджета ДЛО в регионе за 2006 г. Основным итогом внедрения программы ДЛО является снижение уровня экстренных госпитализаций больных гемофилией в 4 раза по сравнению с 2003 г. Основным итогом внедрения программы ДЛО является снижение уровня экстренных госпитализаций больных гемофилией в 4 раза по сравнению с 2003 г.

Недостатками настоящей системы обеспечения больных гемофилией связаны с выпиской рецептов через терапевтов ЛПУ. Участковый терапевт, дублируя назначение гематолога, не может корректировать объем назначенных препаратов в зависимости от стадии терапии. В результате, при определении потребности терапевт дублируют заявку из квартала в квартал, исходя из потребления дорогостоящих ЛС. Недостатками настоящей системы обеспечения больных гемофилией связаны с выпиской рецептов через терапевтов ЛПУ. Участковый терапевт, дублируя назначение гематолога, не может корректировать объем назначенных препаратов в зависимости от стадии терапии. В результате, при определении потребности терапевт дублируют заявку из квартала в квартал, исходя из потребления дорогостоящих ЛС.

Результаты анкетирования больных гемофилией (30 чел) Посещение гематолога происходит 1 раз в 6 месяцев (40%), 1 раз в 3 месяца (35%) Посещение гематолога происходит 1 раз в 6 месяцев (40%), 1 раз в 3 месяца (35%) Нахождение в ЛПУ с целью выписки рецепта у терапевта занимает более 2х часов (60%) Нахождение в ЛПУ с целью выписки рецепта у терапевта занимает более 2х часов (60%) Недовольны программой ДЛО более 50% из-за дефектуры ЛС и долгого ожидания приема врача, утверждения ВК и получения препарата. Недовольны программой ДЛО более 50% из-за дефектуры ЛС и долгого ожидания приема врача, утверждения ВК и получения препарата. Частая смена торговых наименований препаратов факторов крови Частая смена торговых наименований препаратов факторов крови

Изменение системы лекарственного обеспечения больных гемофилией Целью является оптимизация расходов на лекарственное обеспечение на основе централизации назначения и выписки рецептов и отпуска специфических препаратов. Предлагаемая модель обеспечения позволяет стабилизировать уровень расходов на лечение больных гемофилией. Целью является оптимизация расходов на лекарственное обеспечение на основе централизации назначения и выписки рецептов и отпуска специфических препаратов. Предлагаемая модель обеспечения позволяет стабилизировать уровень расходов на лечение больных гемофилией. Данный проект, предложенный ИПКСЗ и одобренный ТФОМС остается только в планах органа управления здравоохранением региона с ноября 2006 г Данный проект, предложенный ИПКСЗ и одобренный ТФОМС остается только в планах органа управления здравоохранением региона с ноября 2006 г

Возможные пути совершенствования программы ДЛО Закрепление страхового «солидарного» Закрепление страхового «солидарного» принципа принципа Выделение дорогостоящих препаратов в отдельные программы по обеспечению социально значимых заболеваний Выделение дорогостоящих препаратов в отдельные программы по обеспечению социально значимых заболеваний Установление финансовой ответственности ЛПУ и врача за необоснованное назначение лекарственной терапии Установление финансовой ответственности ЛПУ и врача за необоснованное назначение лекарственной терапии Обоснованное формирование Перечня лекарственных средств Обоснованное формирование Перечня лекарственных средств

Возможные пути совершенствования программы ДЛО Многие предлагаемые пути решения кризиса программы ДЛО на федеральном и региональном уровне обоснованы и действительно могут привести к оптимизации расходов на лекарственное обеспечение, но уже июль месяц и только лимиты…

Благодарим за внимание!