ДЕРЕГУЛЯЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Проблема: потенциал предпринимательства не может реализоваться в Украине из-за неудовлетворительного бизнес-климата, что влечет за собой развитие «теневого сектора». Причины: макроэкономическая нестабильность, неэффективная регуляторная и налоговая системы, высокий уровень коррупции; неразвитость механизмов государственно-частного партнерства (дальше – ГЧП); отсутствие эффективных механизмов по привлечению инвестиций и защите прав инвесторов. Следствие: зарплата в «конвертах»; недополучение поступлений в бюджеты всех уровней; низкий удельный вес малого бизнеса в экономике области и Украины в целом; - большая зависимость региональной экономики от работы 4-х крупных предприятий. Цель реформы – улучшение бизнес-климата, создание благоприятных условий для притока инвестиций и обеспечение ускоренного экономического роста. Необходимые шаги: 1. Разрешительная система. 2. Лицензирование. 3. Административные услуги. 4.Основание бизнеса и выход из бизнеса. 5. Государственный надзор и контроль. 6. Обеспечение безопасности продуктов питания (санитарные и фитосанитарные нормы). 7. ехническая регуляция. 8.Реформирование таможенных процедур 9.Привлечение инвестиций и содействие развитию предпринимательства. 10. Государственная регуляторная политика. Индикаторы успеха: - повышение позиции Украины в международном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса – 2012» по простоте ведения бизнеса на 40 позиций, с 142 на 102 место из 183-х стран; - прирост прямых иностранных инвестиций на 0,5 млрд дол. ежегодно и выход в 2014 году общего объема привлеченных в экономику Украины прямых иностранных инвестиций на уровень 77 млрд дол.
ДЕРЕГУЛЯЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Этапы реформы - реализация мероприятий, приносящих быстрый эффект: уменьшение на 30 % количества видов деятельности, подлежащих лицензированию; радикальное сокращение количества видов деятельности и работ, требующих получения разрешений, в том числе отмена обязательной сертификации услуг; ввод «декларативного принципа» в процедуры выдачи документов разрешительного характера; деление функций стандартизации, контроля соответствия и рыночного надзора (принятие Закона о рыночном надзоре и внесении изменений к действующим законам о стандартизации); внесение изменений в Закон об аккредитации с целью усиления полномочий национального органа аккредитации и содействия его международному признанию, принятие законов об общей безопасности продукции и об ответственности за убыток, нанесенный дефектной продукцией; - создание единого органа по содействию привлечения инвестиций; - принятие Закона «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в новой редакции. - повышение привлекательности бизнес-климата: признание технических стандартов ЕС, гармонизация системы технической регуляции соответственно директивам ЕС, отмена устаревших ДСТУ; упрощение таможенных процедур и повышение их прозрачности; регламентация проверок, сокращение количества контролирующих органов, разделение предприятий по зонам риска; приведение системы контроля качества продовольственной продукции, включая сертификаты, согласования, заключения и другие документы в соответствие с директивами ЕС; законодательное обеспечение развития саморегулируемых организаций; - создание на отдельных территориях специальных режимов привлечения инвестиций. І этап IІ этап
ДЕРЕГУЛЯЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ЧТО СДЕЛАНО Отменено лицензирование 90,2 % (2046 из 2268) видов работ и 27 % (23 из 78) видов деятельности. Установлен неограниченный срок действия большинства лицензий. Упрощается процедура получения разрешений. Осуществлен переход на принцип «молчаливого согласия». Установлен предельный размер тарифов разрешительных органов на проведение экспертиз. Упрощаются разрешительные процедуры в строительстве. Для упрощения входа и выхода из бизнеса принят закон об электронной регистрации. Принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных положениях государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Принят Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» и проходит доработку проект Закона Украины «О недопущении обращения в Украине опасной продукции». Утверждены новые правила предоставления административных услуг. Принят закон об ускоренном пересмотре всех регуляторных актов, который позволил провести ревизию нормативной базы за все годы независимости и упразднить те акты, которые создают барьеры для развития бизнеса. Принята и реализуется региональная целевая программа Развитие и поддержка малого предпринимательства в Луганской области на годы. Принята и реализуется региональная целевая программа «Луганщина инвестиционная – 2015 годы». Осуществляется финансовая поддержка из областного бюджета субъектов малого и среднего предпринимательства. Создано областное коммунальное предприятие «Региональное агентство содействия инвестициям», которое предоставляет широкий спектр консультационных услуг, в том числе по составлению бизнес-планов, по содействию международному сотрудничеству с иностранными компаниями. При облгосадминистрации созданы и работают 5 региональных отраслевых советов предпринимателей. Создан консультационный совет по вопросам создействия развитию малого и среднего бизнеса. Реализуется проект «Золотая сотня» (поддержка развивающихся предприятий). На уровне всех советов, начиная от сельского и заканчивая областным проведен пересмотр всех регуляторных актов. НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ НА ОБЛАСТНОМ УРОВНЕ
ДЕРЕГУЛЯЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НЕОБХОДИМЫЕ ШАГИ В сфере разрешительной системы: - существенное сокращение количества видов деятельности и работ, требующих получения разрешений; - упрощение процедур выдачи документов разрешительного характера; - уменьшение временных и денежных затрат при получении разрешительных документов; - увеличение перечня работ (услуг), которые могут выполняться на основании заявления. В сфере лицензирования: - сокращение сроков получения лицензий; - сокращение количества видов хозяйственной деятельности, подлежащих лицензированию (минимум на 30 %), как за счет отмены, так и за счет применения других форм государственного контроля и более широкого использования саморегулирования. В сфере государственного надзора и контроля: - внедрение критериев оценки степени риска от ведения хозяйственной деятельности и периодичности проведения проверок; - изменение подходов к осуществлению государственного надзора от прямого до профилактики; - отмена дублирующих контролирующих органов. В сфере процедур создания и прекращения бизнеса: - упрощение процедуры создания и прекращения бизнеса; - урегулирование вопроса об аккредитации представительств и филиалов иностранных компаний по декларативному принципу. В сфере технического регулирования: - создание адаптированной к требованиям ЕС и ВТО современной системы технической регуляции; - обеспечить эффективный контроль за безопасностью продукции и добиться взаимного признания результатов оценки соответствия продукции с торговыми партнерами Украины.
ДЕРЕГУЛЯЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ (Луганская область) Решение проблем занятости трудоспособного населения (сокращение количества безработных граждан до 1,1%); Увеличение количества малых предприятий (с 11 тыс. до 13,5 тыс.); Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней (в 1,7 раза); Увеличение реальных доходов граждан (на 45%); Увеличение удельного веса выпускаемой продукции и услуг (до 25%); Внедрение инновационных технологий; Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики; Воспитание нового поколения предпринимателей; Повышение социальной ответственности; Расширение государственно-частного партнерства. 212,5 тыс. чел. 199,5 тыс. чел.
ДЕРЕГУЛЯЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Привлечение дополнительных инвестиционных ресурсов в экономику области