Стандартизация и верификация инфокоммуникационных услуг посредством универсального инструмента – Модельных сетей связи СЕМИНАР БРЭ МСЭ Анализ, прогнозирование и механизмы регулирования развития рынков электросвязи Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009 г. Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009 Шалагинов Виктор Алексеевич эксперт Технопарка ФГУП ЦНИИС, Москва Андреев Денис Викторович Директор Технопарка ФГУП ЦНИИС, Москва
Содержание 2 Текущее состояние по стандартизации услуг Основные проблемы при внедрении новых услуг. Причины появления проблем Необходимость стандартизации и тестирования новых услуг Тестирование услуг на Модельных сетях. Модельная сеть Технопарка ФГУП ЦНИИС Примеры перспективных услуг, для которых требуется проведение верификации Выводы Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
Текущее состояние по стандартизации услуг 3 МСЭ-Т (общие требования к услугам – определение услуг и принципы предоставления и взаимодействия) Серия Y.22xx – содержит описание услуг в NGN Y.2201 – общие требования к услугам, предоставляемым в NGN Y.2211 – требования к мультимедийным услугам реального времени на основе IMS Y.2212 – управление услугами, предоставляемыми третьей стороной Y.2271 – требования к компонентам сети для эмуляции услуг ТфОП/ЦСИС F.703, F.724 (VideoTel), F.733 (MMconf) – требования к услугам мультимедиа OMA-PoC – требования к услуге Push to Talk (Push over cellular) ETSI (требования в части дополнительной информации, вносимой в синтаксис протокола для реализации заданной функциональности услуги) В основном дополнительные услуги (supplementary services) – TIP/TIR, OIP/OIR, HOLD, MWI и т.д. Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
4 Основные проблемы при внедрении новых услуг отсутствие стандартизованных алгоритмов передачи сообщений сигнализации при предоставлении новых услуг производители реализуют услуги с учетом функциональных, архитектурных и технологических особенностей собственного оборудования реализация подобных услуг на сетях различных операторов возможна с помощью средств связи использующих разные технологии обеспечение качества между абонентами, находящимися в сетях разных операторов Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
5 Причины появления проблем предоставление услуги не в полном объеме или отсутствие возможности предоставления этой услуги в случае организации связи между абонентами, находящимися в сетях разных операторов отсутствие совместимости системно-сетевых решений для предоставления услуг в рамках сети оператора связи отсутствие роуминга услуг при перемещении абонента в сеть другого оператора Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
Пример абонент не получает услуг ДВО 6 АВ С Оборудования производителя X Оборудования производителя Y Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
Необходимость стандартизации и тестирования новых услуг 7 Разработка детализирован ных стандартов на услуги Разработка методик тестирования услуг Стандартизация услуг Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
8 Состав типового стандарта на услугу Описание, характеристика и принципы оказания услуги Требования к сети для предоставления услуги Требования к функциональным элементам Требования к оборудованию Требования к сценариям связи Требования к процедурам обмена сообщениями, протоколам сигнализации, и принципам взаимодействия с действующими системами оператора Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
9 Подход ETSI к тестированию услуг связи (TISPAN WP6) Детальная проверка синтаксиса протокола на различных средствах связи путем передачи сообщений с определенными параметрами и ожидания соответствующей реакции согласно логики услуги Методики разработаны для проверок с использованием симулятора протоколов на базе языка TTCN-3 Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
10 Предлагаемый подход по тестированию услуг связи Проверка параметров протоколов и порядка обмена сообщениями с использованием симулятора протоколов на базе TTCN-3 Функциональные проверки услуги Проверка услуги, в части взаимодействия с действующими системами операторов Проверка возможности предоставления услуги при взаимодействии с сетями других операторов (сети построены на оборудовании другого производителя) Проверки показателей качества Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
11 Тестирование услуг на Модельных сетях М одельная сеть – сеть связи, имитирующая аналогичные действующим в сетях связи возможности, имеющая подобную архитектуру и функциональность и использующая те же технические средства связи (Рекомендация МСЭ-Т Q.3900 "Архитектура модельной сети и методы тестирования технических средств сетей связи нового поколения (NGN) для использования в сетях связи общего пользования") Модельная сеть Технопарка ФГУП ЦНИИС служит для проведения тестирования системно-сетевых решений, оборудования и услуг с целью определения их совместимости Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
12 Структура Модельной сети связи МЦТТ Технопарка ФГУП ЦНИИС Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
13 Опыт тестирования. Выявленные проблемы (1) Типовой класс ошибок и разногласий Причины возникновенияПоследствия Различия в алгоритмах предоставления дополнительных услуг связи 1.Нет требований в международных стандартах 2.Ошибки в коде ПО средства связи Услуги ДВО не предоставляются Отсутствие реализации некоторых услуг ДВО Отсутствие реализации услуги в ПО средства связи Услуги ДВО не предоставляются Различия в реализации протокола T.38 для передачи факсимильных сообщений Различная трактовка стандарта Передача факсимильных сообщений не осуществляется Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
14 Опыт тестирования. Выявленные проблемы (2) Типовой класс ошибок и разногласий Причины возникновенияПоследствия Различия в реализации механизма резервирования Различная архитектура резервирования Потери части соединений при переключении между active и standby серверами Отсутствие возможности сбора статистики по определенным соединениям Отсутствие реализации статистики в ПО средства связи Отсутствие возможности сбора статистики Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
Преимущества Модельных сетей 15 Поиск и устранение разногласий в реализации оборудования до установки в действующую сеть Решение проблем несовместимости различных производителей Накопление опыта в поиске проблем, возникающих в сетях операторов Разработка принципов внедрения новых услуг и технологий на действующую сеть Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
16 Перспективные услуги требующие верификации. Услуга UPT Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
Перспективные услуги требующие верификации. Услуга UAN 17 Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
Выводы 18 Унификация услуг и единообразие процесса предоставления услуг (логика услуги) Совместимость услуг между сетями разных операторов (реализация роуминга услуг, в том числе и на сетях фиксированной связи) Обеспечение гарантированных показателей качества для предоставления услуг взаимодействующих операторов связи (реализация требований SLA) Оценка производительности системно-сетевых решений, используемых для реализации услуг Оценка качества восприятия услуг связи (QoE) Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009
19 Спасибо за внимание Шалагинов Виктор Алексеевич Технопарк Центрального научно-исследовательского института связи, Москва Tel: Fax: Киев, Украина, 3– 5 ноября 2009