Актуальные вопросы регулирования в сфере телекоммуникаций и пользования радиочастотным ресурсом для стран СНГ и Европы Киев, сентября 2012 года Организация контроля за качеством предоставления услуг мобильной связи в Украине. П.В. Слободянюк, начальник УГЦР В.Ф.Корсак, начальник управления научно- методического обеспечения
Начало работ по контролю качества мобильной связи в Украине Закон Украины «Про телекоммуникации» –Статья 18 Полномочия Национальной комиссии по вопросам регулирования связи 6) Осуществляет контроль за качеством телекоммуникационных услуг и удовлетворением спроса потребителей НИР «Обоснование критериев, показателей и разработка методов мониторинга качества предоставления услуг сотовой связи в Украине». Заказчик – ДП УДЦР (по поручению НКРС) 2009 СОУ :2009 (Телекоммуникационные сети подвижной (мобильной) связи общего пользования. Телекоммуникационные услуги. Показатели качества. Методы испытаний). Приказ Министерства транспорта и связи 1261 от г.
Положение о качестве телекоммуникационных услуг Создана рабочая группа по вопросам качества предоставления услуг связи при НКРЗ 2010 Положение о качестве телекоммуникационных услуг Решение НКРС 174 от г. -Порядок проведения испытаний -Порядок обнародования результатов Конец 2010 года НКРС (НКРСИ) определят перечень показателей качества обязательный для измерения и обнародования в следующем (2011) году 2011 год Проведение измерений (силами самих операторов или силами аккредитованных в установленном порядке органов по оценке соответствия- испытательных лабораторий) До 30 января 2012 года Обнародование результатов измерений Контролирует процесс – ГИС (с 2012 года НКРСИ)
Показатели качества услуг мобильной связи и их граничные нормированные уровни Приказ Министерства транспорта и связи Украины 147 от г. Определены граничные нормированные уровни для около 30 показателей качества -Процент счетов по которым были получены обращения от абонентов о их некорректности – не более 1 % -Процент открытых счетов абонентов предварительно оплаченных услуг по которым были получены обращения от абонентов о их некорректности – не более 1 % -Процент обращений касающихся организационных аспектов обслуживания – не более 1 % -Процент обращений касающихся технических аспектов обслуживания – не более 1 % -Процент неуспешных вызовов – не более 10 % -Процент вызовов, которые соответствуют нормам (10 секунд) по времени установления соединения – не менее 90 % -Процент установленных соединений, которые закончились преждевременным разединением не по инициативе абонента – не более 5 % -и т.д.
Измерение показателей качества предоставления услуг мобильной связи К окончанию 2010 года был сформирован комплект документов - Стандарт СОУ : Положение о качестве телекоммуникационных услуг - Приказ Министерства транспорта и связи, устанавливающий показатели качества услуг мобильной связи и их граничные нормированные уровни Решением НКРС 574 от года был определен перечень показателей обязательных к измерению в 2011 году и обнародованию в начале 2012 год -Процент счетов по которым были получены обращения от абонентов о их некорректности – не более 1 % -Процент открытых счетов абонентов предварительно оплаченных услуг по которым были получены обращения от абонентов о их некорректности – не более 1 % -Процент обращений касающихся организационных аспектов обслуживания – не более 1 % -Процент обращений касающихся технических аспектов обслуживания – не более 1 %
Расширение перечня показателей качества обязательных для измерения Решением НКРС 26 от года перечень показателей, обязательных для измерения в 2012 году и обнародования в начале 2013 года расширен. Добавлены: -Процент неуспешных вызовов – не более 10 % -Процент вызовов, которые соответствуют нормам (10 секунд) по времени установления соединения – не менее 90 % -Процент установленных соединений, которые закончились преждевременным разединением не по инициативе абонента – не более 5 % В июне 2012 года УГЦР организовал апробацию методик измерения еще 8 технических показателей, которые характеризуют доступность сети, а также качество передачи данных и коротких текстовых сообщений (СМС) Результаты измерений проведенных в процессе апробации показали что качество мобильной связи от операторов «МТС Украина», «Киевстар» и «Астелит» удовлетворяет требованиям приказа 147.
Результаты измерений параметров качества услуг мобильной связи АстелитМТС-УкраинаКиевстарНорма Процент неуспешных вызовов 1,490, ,830,871,47< 10 Процент вызовов соответствующих нормам по времени соединения 100 > 90 Процент «разорванных» соединений 0,460,510,900,740,370,27< 5 Коэффициент неготовности радиосети, % 0,040,060,040,060,080,01< 5 Коэффициент недоступности сети, % 1,811,173,341,381,651,99< 5 Процент попыток подключения и регистрации в сети, соответствующих норме по времени 99,55 99,0 4 99,5699,22 99,5 6 99,2 0 > 90 Процент неуспешных попыток подключится к сети с коммутацией пакетов 3,422, ,262,332,54< 10 Процент попыток подключения к сети с коммутацией пакетов, соответствующих норме по времени 98,90 99,9 1 98,9098,59 99,9 3 99,9 1 > 90 Процент соединений соответствующих норме по качеству передачи речевой информации 88,62 87,7 9 84,6086,93 86,0 4 87,5 1 > 70 Процент SMS, соответствующий норме по времени доставки от конца до конца 99,96 99,0 9 95,9696,08 99,9 3 99,8 9 > 90 Процент недоставленных SMS 0,02 0,110,100,040,01< 5
Особенности проведения измерений Статистический характер показателей качества. Тестовые звонки в процессе следования по маршруту Запись всей информации в лог-файл Необходимость последующей статистической обработки Получение «усредненных» результатов Нормативное значение показателя Число контрольных вызовов Точность 5%Точность 10%Точность 20 %
Проблемные вопросы Необходимость большого количества измерений «Усредненность» результатов «Белые пятна» в покрытии могут быть скомпенсированы за счет сплошных покрытий на других территориях. Либеральность требований к операторам со стороны нормативных документов -Ряд граничных нормированных уровней установленных приказом 147 в 2010 году в Украине значительно менее строгие по отношению к оператором по сравнению с подобными уровнями установленными, например, в России в 2002 году. В Беларуси и Узбекистане уровни показателей аналогичны с российскими. - Лицензионные условия требуют от операторов покрытия не менее 90 % территорий городов и не менее 80 % территорий прочих населенных пунктов и основных транспортных путей регионов (областей). Но выполнение этих требований очень трудно поддается объективному контролю со стороны регулятора.
Возможные пути решения проблемных вопросов Совершенствование существующей нормативной базы регулирующей ответственность операторов за качество предоставляемых услуг с целью выработки более конкретных и поддающихся контролю обязательств оператора Совершенствование методологии проведения измерений в направлении снижения стоимости и трудозатрат на их проведение за счет компромиссов между операторами и контролирующими органами Техническое дооснащение подразделений, ответственных за контроль качества услуг сотовой связи современными измерительными комплексами
???