Материалы мастер-класса «Татьяна Ларина в системе образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Подготовлены Корсаковой Тамарой Ивановной, учителем русского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Герои романа «Евгений Онегин». Сравнительная характеристика героев романа «Евгений Онегин»
Advertisements

Как характеризует автор семью Лариных? В чем разница между Татьяной и Ольгой? В какой социальной среде воспитывалась Татьяна? Какую роль в жизни Татьяны.
1 Сценарий интегрированного урока (литература и мировая художественная культура) в 10 классе. Разработали: Вавилова Л.Н., Балашова Н.Г. Лицей г.Бор Нижегородской.
ОБРАЗ АВТОРА. РОЛЬ ЛИРИЧЕСКИХ ОТСТУПЛЕНИЙ В РОМАНЕ А.С. ПУШКИНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
СИСТЕМА ОБРАЗОВ РОМАНА «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» НАШИ ЗАДАЧИ : 1.ПОНЯТЬ СИСТЕМУ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ. 2.ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ОСБЕННОСТЯМИ СЮЖЕТА. 3.УЧИТЬСЯ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ.
Система образов романа «Евгений Онегин» Кого можно считать главным героем романа? Роль второстепенных героев. Роль автора в романе.
Верность простым истинам: духовно-нравственные ценности на уроках литературы МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БАРАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ.
Урок-презентация романа «Евгений Онегин». Роман «Евгений Онегин» Лиро – эпическое произведение 8 глав с «Примечаниями к «Евгению Онегину» и с «Отрывками.
Система образов романа « Евгений Онегин ». Сюжет. « Онегинская строфа ». Работа учителя русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г.Белгорода Захаровой Л.Н.
Система образов романа «Евгений Онегин». Сюжет. … это лучшее моё произведение. А. С. Пушкин.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Исследование духовного мира Татьяны Лариной «Письмо Татьяны к Онегину»
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: "Татьяна Ларина нравственный идеал А.С.Пушкина.Татьяна и Ольга"
Глава 4. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».. 4 глава называется в пушкинском плане " Деревня ". В ней на первом плане - Онегин, его жизнь в деревне.
Леонова Г.А., учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 121 Калининского района ГО город Уфа « Роль уроков литературы в подготовке учащихся старших.
Духовно- нравственное воспитание Дружинина Т. И. Меликова А.В.
nmahhova1 Выбор в жизни героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и в твоей личной жизни. Материалы к уроку Составила Н. Махова.
Роман в стихах «Евгений Онегин» А.С. Пушкин. Экзаменационные вопросы по роману 2007 г. : Автор и герой в романе «Евгений Онегин». Автор и герой в романе.
Модуль «Основы светской этики». Учебно-методический комплект к модулю «Основы светской этики»
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
В романе Л. Н. Толстого Война и мир показана жизнь русского общества начала XIX века периода войны 1812 года. Это время активной общественной деятельности.
Транксрипт:

Материалы мастер-класса «Татьяна Ларина в системе образов романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Подготовлены Корсаковой Тамарой Ивановной, учителем русского языка и литературы Гимназии 25 г. Иркутска

Цели урока Продолжение углубленного прочтения «романа в стихах», «свободного романа», «трудного романа» для понимания. Открытие женского мира романа, отличия сестер, особого духовного мира, глубины и «идеальности» Татьяны, носительницы национальных понятий о добре и зле, счастье и совести.

Открытие женского мира романа, его явных и скрытых особенностей, связи дочерей Лариных со старшим поколением, отличия сестер, «обыкновенности» Ольги и особого духовного мира, глубины и «идеальности» Татьяны, носительницы национальных понятий о добре и зле, счастье и совести.

Развитие личностного потенциала обучающихся, их возможностей через освоение новых форм и методов учебной деятельности исследовательские, проектные, творческие задания).

Актуальность темы. Осмысление романа выводит к наиболее важным вопросам человеческого бытия. Счастье и смысл жизни, радости и страдания любви, духовный мир человека, долг и совесть.

На данном уроке важно увидеть духовный мир очаровательной героини, романтический строй ее души, сформированный чтением романов, общением с природой, русскими традициями и обычаями, способность к внутреннему росту и развитию.

Увидеть в Татьяне другой тип женского поведения: естественного, совестливого и деликатного, отличающегося от того, что видят подростки на экране телевизора и в жизни.

Формы и методы работы: Фронтальная форма работы строится на основной деятельности в изучении литературы – чтении романа и участии в диалоге по его осмыслению, просматривании иллюстраций к роману и отрывков спектаклей, прослушивании и просмотре фрагментов из оперы.

Групповая форма работы предполагает деятельность по осмыслению иллюстраций к роману, выявлению основных черт характера героини, высказыванию мнений о романе.

Выполнение проектных заданий к уроку : Представление о героине десятиклассников (мини-исследование). Рассказ по статье Ю. Лотмана «Женское образование в России первой трети ХIХ века». Подготовка таблицы в электронном виде «Образ Татьяны в системе образов романа». Разработка гипотезы, могла ли Мария Николаевна Волконская быть прообразом Татьяны Лариной? Возможные прототипы героини.

Урок начинается с представления проектного задания: результата опроса мнений десятиклассников об их отношении к Татьяне Лариной, которое поможет создать проблемную ситуацию. Опрошенные ученики не видят в Татьяне героини, способной вызывать интерес и сегодня, воспринимают ее как явление минувшего.

Учащиеся, работая в группах, смогут выделить следующие качества героини: - мечтательность, сердечность, искренность, начитанность, естественность; - глубина чувств, благородство, красота души, - любовь к русским обычаям и традициям, русской природе и людям, русское воспитание; - нравственная чистота, религиозность, чувство долга; - неприятие светской жизни.

Татьяна, как многие русские люди, верит «и снам, и карточным гаданьям». Ее, как и некоторых своих любимых героев, А.С. Пушкин наделяет даром видеть пророческие сны. Таков сон, который она видит накануне своих именин, в нем явится в фантастической форме все, что произойдет позднее. В нем выявится роль Онегина в ее судьбе и жизни.

Татьяна Ларина – «милый идеал» автора. Он не скрывает своей симпатии к героине. Она не похожа на окружающих, не такая, как все. Автору дорога ее неповторимость, непохожесть, уникальность. В ней много искренности и естественности, мечтательности и поэтичности, душевной сердечности и глубины, естественности, деликатности.

В романе Татьяна совершает, по сути дела, два самостоятельных поступка. Пишет Онегину письмо с признанием в любви. Шаг в духе европейских романов, противостоящий российскому патриархальному быту.

Традиции создания женского любовного письма почерпнуты ею из романов. Они требовали выражения чувств и мыслей на французском языке. Однако ее письмо наполнено русскими просторечиями, хотя есть в нем романные обороты, но все же это открытие «глубинной реальности сердца» Татьяны.

Во всех случаях жизни Татьяна руководствуется понятиями долга и чести, она внимательна и деликатна. Даже в тот момент, когда пишет письмо, обращается к благородству Онегина. После гибели Ленского Татьяна выбирает позицию изменения отношения к Онегину. Она долго помнит убитого поэта, дольше, чем его невеста.

Пройдя через страдания первой любви, Татьяна значительно изменяется, взрослеет. Этому способствует чтение книг из библиотеки Онегина. Татьяна начинает понимать Онегина, его противоречивость, оторванность от русской почвы, безбожность и гордыню. Развиваясь и взрослея, Татьяна обретает нравственную стойкость, определяет свой путь в жизни и те ценности, что будут для нее непоколебимы: верность, долг, семья.

Второй поступок Татьяны, вышедшей замуж, - отказ от любовных притязаний Онегина, поступок, по мнению Ф.М. Достоевского, определенно русский, национальный, противостоящий представлениям высшего света. Она преодолевает суету и страсти, что бурлят вокруг, не судит окружающих ее людей и остается сама собой

В системе образов романа Татьяна - среди главных героев, рядом с Онегиным и автором. Они проходят через весь роман. Их судьбы, в которых нет завершенности, отражают сложность и неисчерпаемость жизни, ее неустроенность. Во многом Татьяна близка Автору: близостью к народу, любовью ко всему русскому, глубокой верой и приверженностью к нравственным ценностям народа. Сопоставление героев романа приводится в форме электронной таблицы.

Татьяна в системе образов романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" Образы общественная принадлежность морально- психологический склад характера система воспитания ориентиры в жизни итоги жизни литературный тип Евгений Онегин высший светвненациональный тип француз- гувернер светские представления готовность к поиску смысла жизни "лишний человек" Автор дворянский интеллигент русский национальный характер русская няня, национальный уклад. Лицей талант, долг, совесть, честь высокая цель - творчество поэт Татьяна Ларина русское дворянство русский национальный характер книги, национальный уклад, природа долг, совесть, честь обретение смысла жизни идеал русской женщины