Модульно-рейтинговая форма реализации профильного обучения иностранному языку в старших классах
Модуль – базовая единица учебной программы, представляющий относительно завершенный по содержанию элемент обучения. Соответственно, большие по объему компоненты содержания обучения - курсы, разделы, темы – могут быть поделены на несколько единиц – модулей. Модули рассматриваются как автономные мини- курсы, которые могут изучаться в любой последовательности.
Модульное обучение требует изменений в существующих формах текущего и итогового контроля, поэтому его часто называют модульно-зачетной / модульно-рейтинговой технологией или системой обучения. Основной целью данной системы обучения является организация учебного процесса, позволяющая выбирать индивидуальный путь и темп овладения иностранным языком, развивать индивидуальные способности учащегося, его познавательную самостоятельность с учетом будущей деятельности, формировать навыки самооценки и самоконтроля.
Содержание курса в системе модульно- рейтингового обучения должно быть несколько избыточным, чтобы обеспечить вариативность и возможности выбора модулей с учетом интересов и потребностей учащегося. Покажем это на примере профильного курса для 10 класса (филологический профиль). Базисный учебный план для 10 класса предусматривает 210 часов, а предлагаемое содержание обеспечивает 250 часов и состоит из ряда модулей.
Примерный перечень модулей для 10 класса (на 250 учебных часов) 1. Языки международного общения и их роль в многоязычном мире, при выборе профессии, при знакомстве с культурном наследием стран и континентов – 25 часов 2. Современный международный мир профессий, проблема выбора будущей профессии: плюсы и минусы различных профессий, личностные качества и черты характера, необходимые для людей той или иной профессии - 20 часов 3.Роль языка при планировании продолжения образования в России и за рубежом: требования к уровню владения языком в различных профессиях, разнообразие курсов для продолжения филологического образования в школе и после ее окончания, международно признанные уровни владения языком, международные экзамены и сертификаты – 15 часов 4. Филология как сфера профессиональной деятельности: профессии, личные качества и черты характера, необходимые для профессий филологического профиля – 10 часов 5. Известные ученые филологи, переводчики, лингвисты, достижения российских и зарубежных ученых, вклад России в развитие филологии–15 часов Всего 18 модулей, из которых ученик может выбрать любые, набрав суммарно 210 часов
Особенности данного модуля Цели изучения модуля Предметное содержание модуля Развитие речевых умений с учетом содержания модуля Совершенствование языковых знаний и навыков в пределах модуля (в том числе филологических знаний) Совершенствование компенсаторных и учебно-познавательных умений
Критерии усвоения содержания модуля Модуль оценивается в 100 баллов. Для успешного зачета достаточно набрать 70 баллов по данному модулю, чтобы обеспечить себе суммарный рейтинг по курсу 10 класса. Объекты контроляКоличество баллов 1 Говорение: умения в диалогической речи умения в монологической речи 20 баллов: 10 баллов 2 Аудирование: умения в аудировании 20 баллов 3Чтение/ умения в чтении20 баллов 4 Письменная речь: умения в письменной речи 20 баллов 5Лексико-грамматические знания и умения20 баллов Итого: 100 баллов
Шкала оценивания монологической речи Учитываемые факторы Вес фактора в баллах Критерии оценки 1Соответствие коммуникатив- ной задаче содержание высказывания не соответствует или частично соответствует поставленной в задании КЗ; 1 - содержание высказывания полностью соответствует поставленной в задании КЗ 2Полнота раскрытия темы содержание высказывания не раскрывает или раскрывает лишь частично затронутую тему, отсутствует выражение своего отношения к затрагиваемой проблеме; 1 - содержание высказывания практически полностью раскрывает затронутую тему. Высказывание содержит не только факты, но и комментарии по проблеме, выражение личного отношения к излагаемым фактам и обоснование этого отношения.
3Связность высказывания отсутствует логические связи между частями высказывания; 1 - высказывание выстроено в определенной логике. 4Относительная грамматическая правильность большое количество грамматических ошибок затрудняет понимание высказывания. 1 - наличие незначительного количества грамматических ошибок не препятствует пониманию высказывания. Встречаются грубые грамматические ошибки в сложных предложениях, но простые предложения грамматически правильные; 2 - в ответе мало ошибок и они не препятствуют пониманию содержания. Допустив ошибку, отвечающий часто сам её исправляет. Используются простые и сложные грамматические явления в различных сочетаниях; разные грамматические времена; простые и сложные предложения.
5Диапазон используемых лексических средств ответ содержит минимальное количество изученной лексики. При ответе используются слова родного языка вместо незнакомых иностранных слов; 1 - для выражения своих мыслей отвечающий использует разнообразную лексику в соответствии с поставленной КЗ. Встречаются ошибки в сочетании используемых слов, что затрудняет, но не препятствует пониманию высказывания; 2 - используемая лексика соответствует поставленной КЗ. Высказывание отличает широкий диапазон используемой лексики, включающей клише и устойчивые словосочетания. Демонстрируется умение преодолевать лексические трудности. Возможно наличие не грубых ошибок в сочетании используемых слов.
«Модульно-рейтинговая система в профильном обучении: методические рекомендации» - Федеральное агентство по образованию. Российская академия образования. - М., Относительна я фонетическая правильность большое количество фонетических ошибок затрудняет понимание говорящего; 1 - речь содержит фонетические ошибки, заметна интерференция родного языка, но в основном она понятна носителю языка; 2 - у отвечающего хорошее произношение и он соблюдает правильную интонацию. Его речь понятна носителю языка. Однако иногда встречаются незначительные ошибки, которые не препятствуют пониманию. 7Объем объем связного высказывания менее12 фраз; 1 - объем связного высказывания не менее фраз.