РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ ДЛЯ ЭМИГРАНТОВ
Практика обучения русскому языку как неродному Пояснительная записка Цель образовательного модуля заключается в подготовке мигрантов к адаптации к российскому социуму. С этой целью необходимо выработать у обучаемых следующие компетенции: умение практически использовать приобретенные навыки общения и поведения в новой полиэтнической и поликультурной среде; умение практически решать жизненные задачи, связанные с трудоустройством, приобретением необходимых продуктов питания и промышленных товаров; умение правильно подходить к разрешению различных ситуаций с официальными представителями. В связи с этим необходимо решить следующие задачи в контексте проблем взаимодействия представителей различных этнических, конфессиональных и культурно-социальных сред: сформировать определённые навыки общения для возможности осуществления продолжения обучения; ориентировать обучаемых на бесконфликтное, толерантное вза и модействие с представителями различных этнических, конфессиональных и культурно-социальных сред; заложить основы вербального общения с учётом возможностей обучаемых и необходимости решения определённых коммуникативных задач. Для решения данных задач необходимо: использовать индивидуальный подход к обучаемым; постоянно редактировать разработанный дидактический материал для решения конкретной задачи.
п/п Название разделовВсего часов В том числе Форма контроля лекциипрактич. занятия 1.Национальная специфика русского этикета (обычаи, традиции, праздники). Речевые ситуации: «Приветствие, обращение, просьба, благодарность». «Знакомство. Бытовой разговор. Транспорт». «У врача». «В магазине». «Устройство на работу». 6 часов2 часа4 часовконтрольное задание 2.Бытовое письмо. Официально- деловое письмо. Заявление. 6 часов2 часа4 часаконтрольное задание 3.Социально-культурное взаимодействие. Вопросы расовой, этнической, социальной, образовательной и конфессиональной толерантности. 6 часов2 часа4 часаконтрольное задание 4.Профессиональная лексика. Закрепление материала. 6 часов2 часа4 часазачёт
Национальная специфика русского этикета (обычаи, традиции, праздники). Речевые ситуации: «Приветствие, обращение, просьба, благодарность». «Знакомство. Бытовой разговор. Транспорт». «У врача». «В магазине». «Устройство на работу». Цель: выработать вербальный и поведенческий навык в иной культурной среде. Образовательная: познакомить с национальными особенностями различных речевых ситуаций на вербальном и культурном уровнях. Воспитательная: привить правильные нормы поведения в различных речевых ситуациях. Содержание «Приветствие, обращение, просьба, благодарность». Речевые формулы, лексико-семантические, стилистические и грамматические особенности. «Знакомство. Бытовой разговор. Транспорт». Речевые формулы, лексико-семантические, стилистические и грамматические особенности. «У врача». Речевые формулы, лексико-семантические, стилистические и грамматические особенности. «В магазине». Речевые формулы, лексико-семантические, стилистические и грамматические особенности. «Устройство на работу». Закрепление материала в ролевых играх.
Бытовое письмо. Официально-деловое письмо. Заявление. Цель: выработать вербальный и поведенческий навык в иной культурной среде. Образовательная: познакомить с особенностям письменной формы русского языка официально- делового стиля; показать разницу между бытовым и официально-деловым письмом Воспитательная: привить правильные нормы оформления русской письменной речи. Содержание Бытовое письмо. Речевые формулы, лексико-семантические, стилистические и грамматические особенности. Официально-деловое письмо. Речевые формулы, лексико-семантические, стилистические и грамматические особенности. Заявление. Речевые формулы, лексико-семантические, стилистические и грамматические особенности. Закрепление материала: написание бытовых и официально- деловых писем, заявления.
Социально-культурное взаимодействие. Вопросы расовой, этнической, социальной, образовательной и конфессиональной толерантности. Цель: выработать вербальный и поведенческий навык в иной культурной среде. Образовательная: познакомить с национальным особенностями социально-культурного взаимодействия между представителями изучаемого социума. Воспитательная: воспитывать толерантное отношение к представителям других этносов, социальных групп и конфессий. Содержание Социально-культурное взаимодействие. Различные типы ситуаций. Особенности поведенческих реакций и их вербального сопровождения. Вопросы расовой, этнической, социальной, образовательной и конфессиональной толерантности. Различные типы ситуаций. Особенности поведенческих реакций и их вербального сопровождения. Закрепление: инициировать диалог в простых ситуациях стандартного типа; поддержать беседу о себе, друге, семье, учёбе, работе, изучении иностранного языка,, рабочем дне, свободном времени, здоровье, погоде.
Профессиональная лексика. Закрепление материала. Цель: выработать навык владения профессиональной лексикой. Образовательная: познакомить с основным лексическим материалом будущей профессии. Воспитательная: воспитывать уважение к рабочим профессиям. Содержание Профессиональная лексика. Профессиональная лексика, связанная с будущей профессией. Закрепление: инициировать диалог в простых ситуациях стандартного типа.