Актуальные проблемы модернизации российской школы Проведение эксперимента по введению предпрофильного и профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях
Направления модернизации образования 1. Содержание образования (чему и в каком объеме учить): эксперимент по совершенствованию содержания образования 2. Педагогические технологии образования (как учить): введение информационных технологий, включая интернет- технологии введение здоровьесберегающих педагогических технологий 3. Оценка качества знаний: эксперимент по ЕГЭ 4. Предпрофильная и профильная подготовка
НОРМАТИВНАЯ БАЗА Документы правительства российской федерации Постановление от 23 марта 2001г. 224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования». Постановление от 9 июля 2003г. 334 «О проведении эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях».
НОРМАТИВНАЯ БАЗА Документы министерства образования российской федерации Приказ от 6 марта 2001г. 834 «Об утверждении экспериментального Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений». Приказ от 27 марта \7 « О мероприятиях по подготовке и проведению эксперимента по структуре и содержания общего образования». Список учебников, рекомендованных для эксперимента Графики проведения курсов повышения квалификации
Нормативно – методическое обеспечение Учебные планы: варианты 1,2,3 Проекты, концепции образовательных областей Требования к подготовке выпускников Обязательный минимум содержания основных общеобразовательных программ Методические рекомендации
Основная цель эксперимента - достижение нового качества общего образования Реализация этой цели предполагает: Устранение перегрузок учащихся Апробацию новой структуры общего образования Обновление содержания образования. Развитие различных видов общеобразовательных учреждений Введение профильного обучения в старших классах
Методологические подходы к новому содержанию образования Ориентация школьного образования на общекультурные ценности предполагает отбор и построение предметного содержания с учетом методологии познания. Типы научного познания Теоретические знания (абстрактные, общие понятия) Идеи, основные содержательные блоки (коды в ЕГЭ) Эмпирические знания (конкретные, частные) Фактофиксирующие знания о явлениях
Традиционные учебники построены по принципу индуктивного метода познания (от частного к общему). В основе изложения современного учебного материала лежит принцип дедуктивного метода (от общего к частному). Главная методология познания - восхождение от абстрактного к конкретному с историческим и логическим представлением о предмете.
Основные принципы построения содержания образования ПринципыПедагогический эффект 1. Научность и историзмПолучение полных, конкретных знаний о закономерностях научного познания 2. Системность и целостность Устанавливает связь между понятиями, гипотезами, законами. 3. ПреемственностьОпора на знания, полученные в основной школе 4. ДиалогичностьФормирование критического мышления 5. ВариативностьДополнительный вариант развивающий индивидуальные способности и интересы 6. АксиологичностьСаморефлексия личности, ценностные ориентации