Выступление на муниципальном экспертном совете о промежуточных результатах опытно-экспериментальной работы «Коррекция психоэмоционального напряжения у дошкольников средствами индивидуального и индивидуально- дифференцированного подходов»
Экспериментальные площадки: МДОУ центр развития ребёнка детский сад 10 «Светлячок» МДОУ центр развития ребёнка детский сад 22 «Улыбка» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 27 «Берёзка» МДОУ детский сад общеразвивающего вида 29 «Рябинушка»
Цель исследования : изучение особенностей психоэмоционального напряжения у современных дошкольников; разработка и реализация программы его коррекции средствами индивидуального и индивидуально- дифференцированного подходов.
Гипотеза: нетрадиционные методы работы благотворно повлияют на общее эмоциональное состояние детей с ПЭН и значительно снизят её проявления Предмет исследования: изучение особенностей влияния нетрадиционных методов работы на изменение общего эмоционального состояния у детей с нарушениями поведения Ц
Задачи исследования: изучение основных теоретических и методических подходов к проблеме коррекции психоэмоционального напряжения у дошкольников; определение понятий «психоэмоциональное напряжение дошкольника», «коррекция психоэмоционального напряжения у ребенка- дошкольника»; определение основных критериев и показателей психоэмоционального напряжения у дошкольников; диагностика психоэмоционального напряжения у дошкольников; разработка и реализация экспериментальной программы коррекции психоэмоционального и индивидуально-дифференцированного подходов.
Первый этап работы проведена работа по изучению содержания деятельности и наличию базовых условий в МДОУ 10, 22, 27, 29; выявлен состав участников эксперимента, подготовлена договорная и другая документация; обеспечено методическое и психолого- педагогическое сопровождение практической деятельностью педагогов образовательных учреждений по реализации задач ОЭР руководством экспериментальных ДОУ.
Н аучный руководитель эксперимента Сушкова И.В., доктор педагогических наук, зав.кафедрой дошкольной и коррекционной педагогики ЕГУ им. И.А. Бунина
МЕТОДЫ РАБОТЫ Сказкотерапия Песочная терапия Изотерапия Игротерапия Танцевально - двигательная терапия Куклотерапия Музыкотерапия
Первичное диагностическое обследование детей выявило наличие психоэмоционального напряжения разной степени выраженности у каждого второго ребенка.
Направления координационного плана: организационно-методическое (работа с педагогами); психолого-педагогическое (работа с детьми); профилактико-просветительское (работа с родителями).
Промежуточные результаты опытно- экспериментальной работы: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов; привлечение внимания родителей к проблеме психоэмоционального напряжения у дошкольников; разработка конспектов занятий по профилактике психоэмоционального напряжения у дошкольников с использованием метода сказкотерапии, элементов психогимнастики и релаксационных упражнений, куклотерапии, рисуночной терапии;
Промежуточные результаты опытно- экспериментальной работы: комплектование групп по уровню психоэмоционального напряжения; комплексное решение проблемы посредством использования дыхательных и двигательных упражнений, пальчиковых и подвижных игр, психогимнастических этюдов, ритмических танцев;
Промежуточные результаты опытно- экспериментальной работы: снижение проявления двигательного беспокойства, возбудимости, импульсивности (на 9 %); увеличение количества детей, имеющих стабильное эмоциональное состояние (на 12%)