18-20 ноября 2009 г. Женева «Развитие транзитного потенциала Транссибирской магистрали» Начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Д.А.МАЧЕРЕТ
Российский рынок железнодорожных контейнерных перевозок 1 Объем ж/д контейнерных перевозок в РФ, тыс.ДФЭ Структура ж/д контейнерных перевозок в 2008 г. в т. ч. транзит: 29 тыс. ДФЭ в т. ч. транзит: 29 тыс. ДФЭ Китаем 270 тыс. ДФЭ Экспортно-импортные перевозки в сообщении с: Республикой Корея 206 тыс. ДФЭ Японией 57 тыс. ДФЭ 104 тыс. ДФЭ 2005 г г. 55 тыс. ДФЭ 2005 г г. 22 тыс. ДФЭ 2005 г г. Всего: 587 тыс. ДФЭ Всего: 587 тыс. ДФЭ В 2,6 раза В 3,8 раза В 2,6 раза *CAGR (Compound Annual Growth Rate) – совокупный среднегодовой темп прироста * Объём контейнерных перевозок по Транссибу:
Основные мероприятия по развитию инфраструктуры Транссибирской магистрали Развитие пограничных станций Забайкальск, Наушки Завершение строительства вторых путей на участке Карымская – Забайкальск с возможной электрификацией Развитие предпортовых станций Находкинского ж.-д. узла, обслуживающего порты – Восточный и Находка Строительство второй очереди железнодорожного мостового перехода через р. Амур у г. Хабаровск 2 Расширение сети контейнерных терминалов для переработки крупнотоннажных контейнеров Реконструкция станций с удлинением приёмо-отправочных путей до 71 у.в. Модернизация и усиление устройств электроснабжения, информатизации и связи, оборудование двухсторонней автоблокировкой Строительство обходов Пермского и Читинского ж.-д. узлов
Этапы формирования продукта «Транссиб за 7 суток» км/сут1100 км/сут1200 км/сут1300 км/сут1400 км/сут уменьшение количества и продолжитель- ности стоянок увеличение пропускной способности и маршрутной скорости увеличение пропускной способности увеличение маршрутной скорости - новый вагон Находка – Красное 9847 км корректиров-ка нормативно- правовой базы оптимизация гарантийных плеч увеличение пропускной способности и маршрутной скорости внедрение автомат. системы управления с исп. «электр. накладной» увеличение пропускной способности и маршрутной скорости 1500 км/сут 10,8 сут. 9,0 сут. 8,2 сут. 7,6 сут. 7 сут. 6,6 сут (37,9 км/ч)(45,8 км/ч) (50,0 км/ч)(54,2 км/ч) (58,3 км/ч) (62,5 км/ч) и далее Технологические мероприятия Организационные мероприятия Мероприятия по изменению нормативно-правовой базы Мероприятия по совершенствованию тарифной политики Техническиемероприятия
Международные проекты ОАО «РЖД» Необходимым условием реализации конкурентных преимуществ железнодорожного транспорта на евроазиатском направлении является создание международных альянсов между заинтересованными железными дорогами 4
5 Целевые приоритеты продукта «Транссиб за 7 суток» Повышение качества перевозочной услуги Целевые приоритеты продукта «Транссиб за 7 суток» Изменение технологии Развитие инфраструктуры Совершенствование нормативно-правовой базы Тарифное регулирование Утверждение Правил перевозок в составе контейнерных поездов; Совершенствование международной нормативной базы. Конкурентоспособный тариф; Стабильность тарифной политики; Стабилизация сроков действия тарифов до 2-х – 3-х лет; Установление тарифов по контейнерным перевозкам на вагон и, в дальнейшем, на контейнерный поезд. Отмена инфраструктурных скоростных ограничений Модернизация и строительство новых контейнерных терминалов. Простой документооборот; Соблюдение расписания; Регулярность сервиса. Повышение скорости до 90 км/ч; Обновление подвижного состава; Внедрение современных информационных систем.
-пропуск контейнерных поездов по твердым ниткам графика; -определение на станциях специализированных приемоотправочных путей для контейнерных поездов; -осуществление подвязки локомотивов и локомотивных бригад под контейнерные поезда; -установка на станциях технического обслуживания первоочередности технического и коммерческого осмотров контейнерных поездов и совмещение станций технического обслуживания и станций смены локомотивов. -поэтапное повышение маршрутной скорости движения контейнерных поездов с 910 км/сут. до 1400 км/сут. до 2012 г. на основе совершенствования технологии их пропуска и реализации максимальной скорости до 90 км/ч; - развитие информационных систем, в том числе внедрение единого электронного документооборота и электронно-цифровой подписи, а также автоматизированной системы предварительного информирования таможенных органов и декларирования грузов. Технологические мероприятия Организационные мероприятия Основные мероприятия по формированию и продвижению продукта «Транссиб за 7 суток» -отмена инфраструктурных ограничений скорости движения до возможностей подвижного состава; - модернизация и строительство новых контейнерных терминалов, способных принимать полносоставные контейнерные поезда и обеспечивать быструю и эффективную обработку поездов, включая быстрый перегруз контейнеров с одного поезда на другой. Технические мероприятия 6
-– стабилизация сроков действия тарифов на контейнерные перевозки до 2-х – 3-х лет; -– установление тарифов по контейнерным перевозкам на вагон и, в дальнейшем, на контейнерный поезд; -– рассмотрение возможности замены сопровождения и охраны грузов страхованием грузов и комплексное снижение нежелезнодорожной составляющей сквозного тарифа от двери до двери Мероприятия по совершенствованию тарифной политики - внесения дополнений и изменений в статью 13 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» в части распространения ее требований на контейнерные поезда; -утверждения Правил перевозок в составе контейнерных поездов, регламентирующих порядок и условия перевозок грузов в крупнотоннажных универсальных и специализированных контейнерах; -совершенствование нормативной базы в рамках Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС); --разработка и принятие закона «О транзитных перевозках через территорию Российской Федерации». Мероприятия по изменению нормативно-правовой базы 7 Основные мероприятия по формированию и продвижению продукта «Транссиб за 7 суток»
Основные мероприятия по развитию транспортного продукта «Транссиб за 7 суток», реализованные в 2009 г. 8 В график движения включены 2 нитки ускоренного контейнерного поезда на маршруте Находка – Москва. Расстояние 9270 км поезд проходит менее чем за 8 суток. Средняя маршрутная скорость свыше 1160 км/сутки Совместно с Белорусской железной дорогой создана рабочая группа по продлению продукта «Транссиб за 7 суток» до станции Брест Для повышения максимальной скорости движения груженого контейнерного поезда до 90 км/ч определены параметры доработки конструкции платформ Для достижения основных параметров продукта «Транссиб за 7 суток» подготовлено обоснование о внесении дополнений в действующую нормативную базу
Красное Находка Тюмень Свердловск Новосибирск Хабаровск Чита Красноярск Нижний Новгород Иркутск Москва Петровский Завод Тайшет Карымская 9 Перспективные связи для привлечения новых объемов перевозок на российскую часть международного коридора «Восток-Запад» Финляндия КитайКорея Япония Германия Польша Украина Австрия Необходима интеграция усилий всех участников транспортно-логистической цепочки Эстония Латвия Литва Чехия Словакия Венгрия Словения Перспективные объемы перевозок транзитных грузов в контейнерах в евроазиатском сообщении, тяготеющие к Транссибирской магистрали, в 2015 году оцениваются на уровне более полумиллиона ДФЭ, для дорогостоящих, чувствительных к срокам доставки грузов, а с учетом порожнего контейнеропотока – свыше 700 тыс. ДФЭ