В узорах этих вышивок используют мотивы растительного характера. Узоры белой глади состоят из мелких цветочков и листочков, травки и ягод, образующих букеты, гирлянды, полоски, углы. Узоры из более крупных мотивов: цветов, листьев, птиц, рыб и др., выполняют толстыми цветными нитками: мулине (в 6 10 сложений), ирисом, шерстью на плотных тканях полотне, бортовке, сукне и т. д. Основной цвет вышивок красный с небольшим прибавлением синего, зелёного, жёлтого. К владимирским швам относятся гладь «верхошов», накладные сетки, "козлик" и др. В узорах этих вышивок используют мотивы растительного характера. Узоры белой глади состоят из мелких цветочков и листочков, травки и ягод, образующих букеты, гирлянды, полоски, углы. Узоры из более крупных мотивов: цветов, листьев, птиц, рыб и др., выполняют толстыми цветными нитками: мулине (в 6 10 сложений), ирисом, шерстью на плотных тканях полотне, бортовке, сукне и т. д. Основной цвет вышивок красный с небольшим прибавлением синего, зелёного, жёлтого. К владимирским швам относятся гладь «верхошов», накладные сетки, "козлик" и др.
Гладь «верхошов» заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Так вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки. Стежки глади располагают по форме детали: в цветах от края к центру, в листьях с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур линии при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче., Гладь «верхошов» заполняет мотив на лицевой стороне, образуя на изнаночной стороне ряд мелких стежков в виде пунктира по контуру узора. Так вышивают крупные мотивы узора, а также стебли, веточки. Стежки глади располагают по форме детали: в цветах от края к центру, в листьях с наклоном от края к середине. Стежки могут иметь разную длину. Контур линии при этом становится зубчатым, переход от узора к фону мягче.,
Сердцевины крупных цветов и детали мотивов рис.1 рзаполняют накладными сетками или различными фигурами: квадратами, треугольниками, ромбами, зубцами, ровными и зигзагообразными полосками. которые выполняют двусторонней гладью. Накладную сетку и прикрепки вышивают нитками одного цвета. Длинные стежки, которые протягивают в пределах контура в двух направлениях (вертикальном и горизонтальном), образуют сетку. Сетку прикрепляют к ткани разными приёмами: крестиком, стежком, лапкой (3 стежка). При этом соблюдайте определённую последовательность. Сначала выполняйте все стежки сетки в одном направлении, например, вертикальном, затем все горизонтальные, последовательно закрепляя каждый новый стежок в местах пересечения его с вертикальными стежками. На рис. 1 первый горизонтальный стежок сделан справа налево, а обратным движением иглы с рабочей ниткой выполнены прикрепки в виде крестиков.
Верхние стежки прикрепок - крестиков должны быть и одном направлении. Середину крупных листьев и мелкие листочки вышивают швом « козлик » ( рис. 3). Узоры, выполненные владимирскими швами, окаймляют цветной тесьмой, узкими орнаментальными полосками, вышитыми " козликом ", гладью, кисточками ( рис. 5) Владимирскими швами украшаю наволочки на диванные подушки, полотенца, панно, одежду. Вышитые изделия следует гладить только с изнаночной стороны на очень мягкой подстилке. Рис. 5 Рис. 3 Рис. 4
Мастёрская белая гладь. Белой гладью украшают блузки и ворот нички. сорочки и носовые платки, покрывала и др изделия из тонких тканей. Основной приём этой вышивки двусторонняя гладь. Её выполняют тесно прилегающими друг к другу стежками, располагая их по форме мотива как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани. Выполняют гладь нитками мулине (в 12 сложения), тонкой иглой с маленьким ушком. Чтобы гладь была выпуклой. необходимо делать настил из тех же ниток, располагая его в направлении, противоположном направлению гладьевых стежков. В выполнении узоров применяют также различные виды ажурных сеток, «стяги», «дырочки», «узелки», россыпь», «подкладной» шов или «восьмёрку», детали в виде кружочков, усиков и другие.
Переходы от выпуклой, рельефной поверхности гладьевых стежков к прозрачным разделкам в самой ткани создают декоративность вышивки, выполненной в одном цвете. Детали узора в форме кружочков « пышечки » ( рис. 2) вышивают гладью с настилом. Для этого контур кружочка обшейте швом « вперёд иголку » ( рис. 3 а ), сделайте настил ( рис. 3 б ) и выполите гладьевые стежки от середины кружочка сначала вправо ( рис. 3 в ), а затем влево. Гладью с настилом вышивают стебли, цветы и листья ( рис. 4). Рис. 2 Рис.3 Рис. 4
Обшив цветок по контуру, стежки настила расположите по кругу и вдоль контура, а гладьевые стежки в направлении от середины цветка к краю. Цветок может быть из отдельных лепестков, лепестки вышивайте последовательно один за другим, располагая гладьевые стежки поперёк лепестка. В мелких листьях гладьевые стежки могут иметь прямое или косое направление. Более крупные листья вышивают гладью и « россыпью » или « узелками ». « Россыпь » выполняют мелкими стежками швом за иголку. стежки располагайте параллельными рядами. Край листочка, вышитого россыпью или узелками, стягами или сеточкой, обшейте гладьевым валиком. Листочек на две трети длины бывает разделён на две половинки (« листок в раскол »). Сделав настил по длине листочка и два параллельных стежка по середине его, начинайте выполнять гладьевые стежки с целой части листочка. Дойдя до места раскола, вышивайте сначала одну сторону, затем другую, вкалывая иглу между параллельными стежками, а выкалывая на линии контура лис точка.
В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью ( рис. 1). Маленькую дырочку обшейте по контуру швом - вперед иголку » и проколиге ткань внутри контура деревянной или костяной палочкой с заострённым концом. Затем плотно прилегающими стежками обшейте край дырочки, вкалывая иглу в дырочку, а выкалывая на линии контура ( рис. 2 а ). Дырочки большего размера ( рис. 2 б ) обшивайте после того, как ткань внутри контура будет разрезана острыми ножницами в двух направлениях : по вертикали и горизонтали ( прорезная гладь ). Прорезной гладью выполняют и листья удлинённой формы ( рис. 2 в ). В белой глади встречаются мотивы, выполненные дырочками и прорезной гладью ( рис. 1). Маленькую дырочку обшейте по контуру швом - вперед иголку » и проколиге ткань внутри контура деревянной или костяной палочкой с заострённым концом. Затем плотно прилегающими стежками обшейте край дырочки, вкалывая иглу в дырочку, а выкалывая на линии контура ( рис. 2 а ). Дырочки большего размера ( рис. 2 б ) обшивайте после того, как ткань внутри контура будет разрезана острыми ножницами в двух направлениях : по вертикали и горизонтали ( прорезная гладь ). Прорезной гладью выполняют и листья удлинённой формы ( рис. 2 в ). Рис. 2 Рис. 1 Рис. 1
Сердцевину цветов выполняют швом, называемым « стяги ». Этот шов выполняют на тонких тканях с полотняным переплетением нитей катушечными нитками Прозрачные узоры к самой ткани получаются от стягивания нитей в различных направлениях : по горизонтали и вертикали или диагонали. На рисунке 3 показано выполнение « стяга » движением иглы по диагонали. Игла с рабочей ниткой стягивает квадратик тка ни, в котором три нити основы переплетаются с тремя нитями утка. Сделав первый стежок, отсчитайте 3 нити вправо ог стежка, затем 3 нити вниз. т. е. найдите второй квадратик ткани и выведите иглу на лицевую сторону ткани ниже этого квадратика. Нитку затяните и сделайте новый стеджок по принципу шва « за иголку ». Иглу вкалывайте в предыдущий прокол, а выкалывайте ниже третьего квадратика из трёх нитей ткани. Полосы такого шва можно располагать в одном ( рис. 3. а ) и в двух ( рис. 3. б ) направлениях. В местах пересечения линий шва получится крестик из двух лицевых стежков. Рис. 3
Прежде чем выполнить узор «стяга» на плотной ткани, часть нитей по утку и основе подрежьте и выдерните. Расчёт выдернутых и оставленных в ткани нитей должен быть таким, чтобы получилась сетка из нитей ткани. Выполняя узор по сетке, иглу с ниткой проводите в дырочки и стягивайте нити сетки. Детали узора выполняют также «подкладным «швом или "восьмёркой". Стежки шва «за иголку» располагайте поочерёдно то на одной, то на другой стороне по контуру листочка (рис. 4). Переходы от стежка к стежку ложатся на изнаночной стороне ткани, переплетаясь в виде "восьмёрки". Рис. 4