Упрощение процедур торговли на границе 4 -ый семинар по проекту 5 -ого транша Счета развития ООН по упрощению процедур торговли в Центральной Азии (Душанбе, мая 2009 г.) Упрощение процедур торговли на границе Марио Апостолов, Региональный советник ЕЭК ООН
Упрощение процедур торговли на границе Цель Упростить процедуры пересечения границ за счет сокра- щения контроля документов и координации действий контролирующих органов на национальном и международном уровнеУпростить процедуры пересечения границ за счет сокра- щения контроля документов и координации действий контролирующих органов на национальном и международном уровнеПреимущества Сокращение простоев на границе, снижение транспортных, импортных и экспортных издержекСокращение простоев на границе, снижение транспортных, импортных и экспортных издержек Сокращение государственных расходов на проведение контроля на границе и на обустройство пунктов пропускаСокращение государственных расходов на проведение контроля на границе и на обустройство пунктов пропуска Устранение условий ведущих к коррупцииУстранение условий ведущих к коррупции Увязка с концепциями: Комплексного управления границейКомплексного управления границей «Единого окна» для очистки экспорта, импорта, транзита«Единого окна» для очистки экспорта, импорта, транзита «Единой остановки»«Единой остановки» Мультимодальных перевозокМультимодальных перевозок
Упрощение процедур торговли ПРОБЛЕМА – Для осуществления одной внешне-торговой операции разные агентства по контролю за потоками товаров требуют около 40 документов с часто повторяющимися данными => ОТВЕТ: Упрощение и сокращение процедур и документов Их согласование с международными стандартами Компьютеризация документов и процессов РЕЗУЛЬТАТ: товары и торговая информация перемещаются через границы быстрее Единое окно помогает решить эту проблему
Информация это власть! Франсис Бейкон Право контролировать торговые документы и информацию дает контролирующим служащим власть, включая власть получать дополнительные доходы.
Процесс пересечения одной из границ в ЮВ Европе (!) ДезинфекцияПолицияТаможня Обществен- ное предприятие Ветеринары фитосанитары Банк 1- Обеспечивает шины дезинфек- тированы и собирает таксу 2- Решает если водителя и машину можно пропустить 3- Проверяет если водитель имеет нужные документы 4- Весит груз и дает чек 7- Инспектирует и проверяет правильность документов, если нужно 9- собирает дорожную таксу Процесс беспорядоч- ный, нет системы 6- Проверяет соответствует ли вес грузовика законовым рамкам 8- Заполняет формуляр дорожной таксы и вводит данные в компъютер 10- Освобождает груз 5- Собирает сбор 11- Проверяет соответствие с требованиями до отправления грузовика 5
Граница Пограничная полиция Таможня Ветеринар ы Фитосанитар ы Фин. контроль Служба дорог Охрана окружающей среды
Индикаторы измерения времени простоя грузов на границе - 1 Ключевой фактор – время. Большая часть времени проверок на границе – проверка документов Методология индикаторов позволит определить помехи и предложить возможные решения. Существующие методологии: –ВТамО – Time Release Study –ЭСКАТО – Time-Cost Study –Всемирный Банк - Методология индикаторов В результате – лучшее использование ресурсов, упрощение процедур, модернизация инфраструктуры
Индикаторы измерения времени простоя грузов на границе - 2 Методология индикаторов поддерживается международными нормами: –Конвенция гармонизации ЕЭК ООН Сертификат веса грузовиков (Анекс 8 к Конвенции) – в целях сокращения времени. –Киотская Конвенция ВТамО Цель: улучшить эффективность работы контролирующих органов страны, но и по протяжении корридоров
Результаты исследования в проекте TTFSE на Балканах Видно, что все агентства должны сотрудничать чтобы сократить время простоя. Таможня не всегда виновата во всем... Решения для планирования будущих действий –Создать вторую линию для дополнительных проверок –Необходима координация между агентствами –Частный сектор должен играть важную роль –Исполнение закона на самом деле очень слабое.
Выборочный контроль на границе и упрощение процедур Видно, что 100% контроля грузов неэффективно Исследования показывают, что контроль % грузов приводит к оптимальному вскрытию нарушений – самый эффективный Поэтому еще более важно концентрироваться на собирание информации да приезда грузов на границу и на анализ рисков, чтобы иметь выборочный и эффективный контроль.
Концепция одной остановки/One-Stop-Shop Службы контроля физически на одном месте: нельзя путать с единым окном Таможня Погранич- Экспедитор ники Фитосанитары Транспорт Банк
Единое окно отличается! Физически торговые операторы и службы контроля могут быть в разных местах, но потоки информации между ними связаны
Концепции комплексного управления границей и единого окна Комплексное управление границей Гармонизация и согласование функций контролирующих органов на границе Соглашение о передачи некоторых функций (но не и прерогативы контроля) другому агентству Единое окно Способ собирания всей информации о грузах одновремено, в одном месте, одним агентством, в стандартном виде Потом информация распределется между агентствами
Основные конвенции и соглашения ЕЭК ООН в области упрощения пересечения границ Конвенция о согласованииКонвенция о согласовании Конвенции о временном ввозе дорожных транспортных средств (Карнет CPD)Конвенции о временном ввозе дорожных транспортных средств (Карнет CPD) Таможенная конвенция о контейнерахТаможенная конвенция о контейнерах Конвенция о контейнерном пулеКонвенция о контейнерном пуле Конвенция МДП (TIR)Конвенция МДП (TIR) Открыта для подписания Конвенция о ж/д транзите по накладной СМГСОткрыта для подписания Конвенция о ж/д транзите по накладной СМГС
Договаривающиеся страны Конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах, 1982 Договаривающиеся страны: 53 Государств + ЕС
Спасибо !