Планирование процесса ИУВР в Казахстане – как учитывались вопросы здоровья населения
Стратегия достижения ЦРТ по вопросам доступа к воде и санитарии Требует внедрения эффективной системы управления водными ресурсами Разработка Национального плана по ИУВР Первые шаги по улучшению системы управления водных ресурсов в Казахстане, необходимы для поддержки ЦРТ по вопросам доступа к воде и санитарии Создание Бассейновых Советов Основные принципы ИУВР, а также использованные ранее способы улучшения системы управления водными ресурсами Основная идея при разработке Национального Плана ИУВР для Казахстана
Национальны й план ИУВР – обоснование По данным института КазНИИВХ
Организация процесса ИУВР на национальном уровне Создание межведомственной рабочей группы по ИУВР (МРГ) с целью вовлечения ключевых ведомств в процесс разработки плана ИУВР Национальные форумы заинтересованных сторон для представления и обсуждения плана ИУВР (на различных этапах его разработки) Повышение потенциала лиц, принимающих решение, путем проведения регулярных тренингов по концепции ИУР и ЦРТ Поэтапное согласование проекта плана ИУВР Активная информационная компания в поддержку принципов ИУВР
Учет вопросов здоровья населения в плане ИУВР На первой стадии разработки плана ИУВР: Включение в МРГ представителейВключение в МРГ представителей Министерства здравоохранения и Сан.- эпидемиологической службы Министерства здравоохранения и Сан.- эпидемиологической службы Разработка раздела « » экспертами службы.Разработка раздела «Мониторинг и оценка качества воды источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» экспертами службы. Санитарно-эпидемиологическая служба – Санитарно-эпидемиологическая служба – осуществляет государственный санитарный надзор: осуществляет государственный санитарный надзор: лабораторный контроль за содержанием вредных веществ в поверхностных водоемах, питьевой воде, зонах рекреаций, санитарно- защитных зонах водопроводных сооружений и др.лабораторный контроль за содержанием вредных веществ в поверхностных водоемах, питьевой воде, зонах рекреаций, санитарно- защитных зонах водопроводных сооружений и др. анализ заболеваемости, выяснение причинно- следственной связи влияния состава загрязнений на здоровье населения;анализ заболеваемости, выяснение причинно- следственной связи влияния состава загрязнений на здоровье населения;
Извлеченны е уроки Необходима активная поддержка и работа ответственного исполнительного органа Исполнительный орган, на всех его уровнях, должен понимать и поддерживать процесс разработки и последующего исполнения плана ИУВР Необходима поэтапная разработка и согласование проекта плана ИУВР с использованием международного формата Финальная версия Плана ИУВР должна соответствовать формату и структуре, принятым в стране формам государственного планирования В разработке отдельных разделов плана ИУВР должны быть задействованы непосредственно заинтересованные ведомства
Обеспечение широкого вовлечения и участия заинтересованных сторон: Создание Бассейновых советов Отработка подходов к управлению на основе участия «сверху-вниз», «снизу-вверх» Разработка и согласование учредительных документов Целевая работа с НПО и другими общественными группами с целью обеспечения реального участия НПО/общественных групп в составе и работе БС Организация процесса обучения членов БС, в частности по подготовке и проведению заседаний БС Регулярные заседания БС Активная работа со средствами массовой информации с целью повышения эффективности работы БС
Состав Бассейнов ых советов
Совершенствова ние стратегических подходов к питьевому водоснабжению и канализации Проведение социологического и технического исследований для определения базовой линии. Социологическое исследование - опрошено 7515 респондентов. Техническое исследование - 81 город, 139 поселков, 7440 сел Подготовка сводного отчета о доступе населения РК к питьевой воде и санитарии Разработка и согласование критериев доступа населения к питьевой воде и санитарии Проведение анализа существующих инвестиционных проектов Работа комиссии по независимой оценке и анализу первого этапа реализации отраслевой программы «Питьевые воды» на 2002 – 2010 годы"
Программа Республики Казахстан «Питьевая вода » охватить сельские населенные пункты, где требуется улучшение систем питьевого водоснабжения. увеличение доступа населения к качественной питьевой воде, гарантированного качества и в необходимом количестве. увеличение численности населения, использующего воду из централизованных источников водоснабжения. снижение заболеваемости населения, связанную с водным фактором. Увеличение программы от 115 млрд. тенге (950 млн. $) до млн. тенге ( млн. $) Доступ сельских жителей к питьевой воде увеличился с 36.1 % в 2004 г. до 63% в 2007 г.
Извлеченны е уроки Отсутствие единых критериев оценки доступа населения к питьевой воде и системам водоотведения Отсутствие единых критериев оценки доступа населения к питьевой воде и системам водоотведения Неправильный подход к достижению стратегии ЦРТ Неправильный подход к достижению стратегии ЦРТ Отсутствие финансовой устойчивости водоканалов Отсутствие финансовой устойчивости водоканалов Отсутствие централизованного уполномоченного органа по водоснабжению и системам водоотведения Отсутствие централизованного уполномоченного органа по водоснабжению и системам водоотведения Слабая информированность населения о существующих государственных программах Слабая информированность населения о существующих государственных программах Низкие требования сельского населения к качеству питьевой воды и санитарии Низкие требования сельского населения к качеству питьевой воды и санитарии
Благодарим за ваше внимание Александр Николаенко, Менеджер программы Поддержки водных инициатив 40, Орбита-1, , Алматы, Республика Казахстан, тел.:+7(727) , fax:+7(727) ,