ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА Е.А. Васильева директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» 4 – 6 сентября Варшава Польша
Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями, а также гражданами. Цель проведения: осуществление проверки соблюдения требований экологического законодательства органами власти, юридическими лицами и гражданами оказание содействия компетентным органам в проведении мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Текущий и предупредительный контроль
Ст. 12 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» - граждане, органы власти, организации и общественные объединения - обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой информации». Ст.11,12 Федерального закона «Об охране окружающей среды» закрепляют за гражданами и общественными организациями право на получение своевременной и достоверной информации о состоянии окружающей среды посредством предъявления требований к органам власти, хозяйствующим субъектам о предоставлении информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране. ФЗ «О государственной тайне» не относит информацию о состоянии окружающей среды к информации с ограниченным доступом. В ФЗ «О коммерческой тайне» - в ст.5 указывается, что режим коммерческой тайны не установлен для информации о загрязнении окружающей среды, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке
Источники информации Ростехнадзор (формы 2ТП, данные инспекционного контроля, ПО ЗАПРОСАМ) Региональные органы и службы (ежегодные доклады, инспекционный контроль, ПО ЗАПРОСАМ) Предприятия (информация о деятельности, ПО ЗАПРОСАМ, Интернет) НЕОБХОДИМ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ
Разработка локального и регионального РВПЗ Волгоградской области Этапы создания: - рабочая группа, - выбор предприятия - определение перечня веществ - компьютерная программа РАСПОРЯЖЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ О РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ РЕГИСТРА ВЫБРОСОВ И ПЕРЕНОСА ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РВПЗ
ПРОБЛЕМЫ Недостаточный интерес государственных структур в создании РВПЗ и предоставлении данных общественности; Ограниченный доступ общественности к экологической информации; Недостаточно развитые системы экологического мониторинга и оценки.
СОЗДАНИЕ ОТКРЫТОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ В ПРОМЫШЛЕННОМ РАЙОНЕ ГОРОДА «Разработка и создание системы общественного экологического мониторинга влияния производственной деятельности ООО «ЛУКОЙЛ- Волгограднефтепереработка» на окружающую среду Красноармейского района г.Волгограда и Светлоярского района Волгоградской области»
Реализация проекта позволит обеспечить: - хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию; - деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие; - доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.
ЗАПЛАНИРОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Сбор и систематизация информации по результатам проведённого аналитического контроля, государственного, производственного и общественного контроля. Оценка и прогноз изменений по приоритетным показателям загрязняющих веществ для СЗЗ «ЛУКОЙЛ-ВНП» и жилых массивов Красноармейского и Светлоярского районов Разработка предложений для схемы экологического контроля объектов с привязкой точек для санитарно-защитной зоны (СЗЗ) «ЛУКОЙЛ-ВНП» и селитебной зоны Южного промузла г. Волгограда и Светлоярского района Волгоградской области. Создание электронных программ для общественного экологического мониторинга объектов ООС на промышленном предприятии «ЛУКОЙЛ- ВНП» и апробация системы экологического контроля и мониторинга.
СОЗДАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ Анализ внутренней отчетности и движения экологически значимой информации на предприятии Систематизация источников загрязнения по средам (вода, воздух, отходы и почва, суммарные показатели) Анализ периодичности и перечня мест отбора проб экологической службой предприятия Анализ природоохранной деятельности Разработка компьютерной программы для управления экологической информацией на предприятии Разработка компьютерной программы для открытой информационной системы района
ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ ОЭМ Создание альтернативного информационного канала Повышение оперативности экологического контроля Привлечение внимания к проблемам, которые ранее не были обозначены Оценка реальных экологических последствий природоохранной деятельности на предприятиях, изменение системы управления природоохранными расходами Повышение уровня экологического образования всех участников общественного диалога – населения, руководителей и сотрудников предприятий, представителей государственной власти Формирование осознанной, экологически грамотной позиции общества в целом