Разрешение споров совместными органами Ю.Тромбицкая, Информационный центр Европейского ЭКО-Форума
Общая схема: Совместный орган – первая инстанция, которая должна рассматривать разногласия и споры. Совместный орган – первая инстанция, которая должна рассматривать разногласия и споры. В случае неудачи совместного органа – другие мирные средства разрешения споров (соглашения с участием ВЕКЦА – преимущественно переговоры на уровне Правительств; другие соглашения – перечисляют и иные средства (добрые услуги, посредничество, примирение, создание комитета по установлению фактов, арбитраж, судебное разбирательство). В случае неудачи совместного органа – другие мирные средства разрешения споров (соглашения с участием ВЕКЦА – преимущественно переговоры на уровне Правительств; другие соглашения – перечисляют и иные средства (добрые услуги, посредничество, примирение, создание комитета по установлению фактов, арбитраж, судебное разбирательство). Ст.33(1) Устава ООН Ст.33(1) Устава ООН Примеры разрешения споров: 1) Российско-Финляндская комиссия (Соглашение СССР- Финляндия 1964г.) Спорный вопрос: потери, понесенные финляндской электростанцией Иматра ГЭС от строительства плотины на Светогорской ГЭС Спорный вопрос: потери, понесенные финляндской электростанцией Иматра ГЭС от строительства плотины на Светогорской ГЭС Роль комиссии: договоренность в виде Соглашения 1972г., по которому была проведена компенсация электроэнергии финляндской стороне. Роль комиссии: договоренность в виде Соглашения 1972г., по которому была проведена компенсация электроэнергии финляндской стороне.
Постоянная комиссия по реке Инд (Договор по водам реки Инд 1960г.) Постоянная комиссия по реке Инд (Договор по водам реки Инд 1960г.) Спорный вопрос: разная оценка сторонами (Индией и Пакистаном) технических характеристик проекта гидроэлектростанции Баглихар. Роль комиссии: не смогла достичь соглашения, сформулировала основные разногласия и передала вопрос на рассмотрение нейтрального эксперта, как и предусмотрено Договором (ВБ: швейцарец Раймон Лафит дал заключение по нескольким техническим характеристикам проекта). Административная комиссия по реке Уругвай (CARU), Статут реки Уругвай 1975г. – Дело о целлюлозных заводах на реке Уругвай в Международном суде ООН с 2006г. Административная комиссия по реке Уругвай (CARU), Статут реки Уругвай 1975г. – Дело о целлюлозных заводах на реке Уругвай в Международном суде ООН с 2006г. Спорный вопрос: одобрение документации и начало строительства Уругваем двух целлюлозных заводов без проведения консультаций в рамках CARU Роль комиссии: Уругвай одобрил проект без предварительного уведомления CARU комиссии и Аргентины Аргентина передала спор на рассмотрение Международного Суда ООН. Аргентина передала спор на рассмотрение Международного Суда ООН. Международный Суд ООН: «добросовестно осуществить процедуры консультаций и сотрудничества, предусмотренные Статутом 1975г., с участием Административной комиссии по реке Уругвай, которая является специально предусмотренным форумом для этих целей». Международный Суд ООН: «добросовестно осуществить процедуры консультаций и сотрудничества, предусмотренные Статутом 1975г., с участием Административной комиссии по реке Уругвай, которая является специально предусмотренным форумом для этих целей».