СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК
Цель доклада Кратко представить существующую систему производственного экологического контроля в Республике Казахстан и возможности ее развития
Производственный экологический контроль – система мер, принимаемых и оплачиваемых природопользователем для контроля за соблюдением нормативно-правовых требований в сфере охраны окружающей среды, включая мониторинг, учет, отчетность и иные внутренние административные меры
ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ Управление производственным процессом Контроль за выполнением обязательств Инструмент экологического менеджмента ДЛЯ ГОСУДАРСТВА Получение информации, наиболее приближенной к источникам воздействия Создание стимулов для предприятий к соблюдению требований и обязательств Использование в качестве элемента единой государственной системы экологического мониторинга и контроля ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ Доступ к объективной и полной информации о качестве окружающей среды Почему важен производственный контроль?
Сильные стороны I.Наличие законодательных требований к проведению контроля, и определенных подзаконных актов. II.Активная позиция руководства МООС РК. III.Традиционное функционирование производственного контроля на крупных предприятиях на базе индивидуальных программ. IV.Связь с процессом выдачи разрешения на специальное природопользование; комплексность программ. V.Проведение производственного контроля под надзором государственных органов (аттестация лабораторий, ежегодное утверждение графиков мониторинга и т.д.). VI.Возрастающий интерес предприятий к внедрению систем экологического менеджмента и автоматизированных информационных систем.
Слабые стороны I.Противоречия в нормативной базе II.Недостаточная определенность требований государства к содержанию и процедуре ведения производственного контроля III.Институциональные проблемы, в том числе плохое состояние лабораторной базы, как у контролируемых предприятий, так и у контролирующих органов IV.Отрицательное воздействие других аспектов регулирования, например, в отдельных случаях – излишне жесткая нормативная база V.Недостаточное понимание позиции и интересов промышленности VI.Отсутствие механизма и прецедентов информирования общественности
Отдельные случаи расхождения данных производственного контроля и замеров контролирующих органов Возможные объяснения: низкое качество лабораторного оборудования целенаправленная фальсификация результатов с целью занижения сумм платежей методические расхождения между контролирующей и контролируемой лабораторией (использование разных методик, расхождения в методике отбора проб и др.)
Возмож- ности I.Совершенствование нормативной правовой базы с активным участием всех заинтересованных сторон, на основании международного опыта. II.Введение четкой, прозрачной и реалистичной системы требований к производственному контролю, более тесная связь с условиями разрешений. III.Использование и в дальнейшем индивидуального подхода к крупным предприятиям м введение упрощенных требований для малого и среднего бизнеса IV.Создание условий для улучшения лабораторной базы. V.Поощрение развития современных систем экологического менеджмента.
Некоторые предпосылки реформирования системы производственного контроля Рост промышленного производства НО ограничение доступа на предприятия Политика сближения с законодательством ЕС, перспективы вступления в ВТО Совершенствование системы экологического регулирования Заинтересован- ность в более эффективном использовании средств Внедрение систем природоохранного управления на предприятиях Потребность общества в совершенствовании управления окружающей средой
Угрозы I.Возникновение тупиковой ситуации, когда государство ужесточает требования, а предприятия не способны им соответствовать. II.Расширение диспропорций между крупными предприятиями, и средними и мелкими. III.Акцент на лабораторные замеры без должной обработки информации, анализа и использования в процессе принятия решений. IV.Повышение вероятности манипулирования данными со стороны предприятий при отсутствии должной взаимной заинтересованности, ответственности и возможностей контроля со стороны государства.