основная цель Формирование личности и её успешная адаптация в многогранном окружающем мире во многом зависит от разнообразия образовательных услуг, предлагаемых в начальной школе, основная цель которой – общее умственное и социальное развитие ребёнка, подготовка к сознательному выбору профессии основная цель Формирование личности и её успешная адаптация в многогранном окружающем мире во многом зависит от разнообразия образовательных услуг, предлагаемых в начальной школе, основная цель которой – общее умственное и социальное развитие ребёнка, подготовка к сознательному выбору профессии
игры профориентационного содержания должны способствовать проявлению субъектной позиции, развивающей представления о себе, своих качествах и возможностях, создают условия для обогащения продуктивного опыта ребенок живет по принципу «здесь, сейчас и теперь» игры профориентационного содержания должны способствовать проявлению субъектной позиции, развивающей представления о себе, своих качествах и возможностях, создают условия для обогащения продуктивного опыта ребенок живет по принципу «здесь, сейчас и теперь» При подготовке к занятиям необходимо учитывать возрастные особенности детей: стремление к познанию окружающего мира и себя для них важна игровая деятельность, моделирующая реальную действительность успешная учеба приводит к становлению чувства компетентности - центральному новообразованию возраста
Продуктивный опыт - интегративное и динамичное личностное качество, обеспечивающее проявление субъектной позиции ребёнка, ориентированной на преобразовательную деятельность по созданию субъективно нового и общественно ценного продукта, имеющего эмоциональную привлекательность
Принципы профориентационной работы: ) Систематичность и преемственность 1) Систематичность и преемственность 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста, уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями 4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах) Принципы профориентационной работы: ) Систематичность и преемственность 1) Систематичность и преемственность 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста, уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями 4) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах)
Актуализация проблемы выбора профессии (1-4 классы) Формирование профессиональной направленности (5-7 классы) Формирование профессионального самосознания (8-9 классы) Уточнение социально - профессионального статуса (10-11 классы)
Тема Цель Цель Задачи Задачи Краткий план Используемые материалы Ход занятия Анализ занятия Источники Структура профориентационного занятия в начальной школе
Общая цель занятий Общая цель занятий по профориентации младших школьников – создание условий для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах профессии. Главное – цель должна быть сформулирована максимально конкретно и должна объективно наблюдаться у большинства учащихся (по их продуктам деятельности, по словам, по их поведению). учебная развивающая воспитательная учебная развивающая воспитательная
Примером воспитательной цели может быть: осознание учащимися ценности и важности профессии в современном мире; совместное обсуждение и осмысление важности таких качеств, как ответственность и аккуратность для успешного выполнения профессиональных обязанностей. Примеры развивающей цели (можно выписать из возрастной психологической характеристики школьника) : развитие осмысленного запоминания, развитие дифференцированного восприятия, развитие произвольного внимания и др.
Например: знакомство детей с профессией повара. Задачи могут быть такими: провести мини-лекцию об основном содержании профессии повара; познакомить учащихся с основными требованиями профессии повара к человеку; познакомить учащихся с основными орудиями труда; подвести итог занятия; посмотреть вместе с учащимися видеосюжет и потом обсудить его; пригласить для беседы представителя этой профессии; провести работу в малых группах и т. д. Задачи представляют собой некие промежуточные шаги по достижению цели занятия. Если занятие рассчитано на 40–45 минут, то понятно, что таких задач не может быть более трех-четырех. Они должны быть сопоставимы с целью и сформулированы максимально понятно и конкретно.
Знакомьтесь! Профессия – повар!» Например: краткий план занятия по теме «Знакомьтесь! Профессия – повар!» Организационный момент. 3 мин. Проведение игры «Профессия по ассоциации». 2–4 мин. Рассказ-беседа о профессии повара. 6–8 мин. Работа с пакетом наглядности по профессии «Повар» в парах. 5 мин. Обсуждение результатов работы. 2–3 мин. Игра-разминка «Дорисуй». 5 мин. Рассказ «Один день из жизни повара» с обсуждением и зарисовкой. 5 мин. Игра «Продукты на букву…» 3 мин. Подведение итогов «Что нового о профессии повара мы узнали?» 3– 4 мин. Общее время занятия: 40 минут. Помогает сориентироваться и оценить первичные риски и возможности: хватит ли времени на то или иное задание, готовы ли Вы к тому, что останется свободное время.
1. Соответствие используемых форм, приемов и методов заявленной цели 2. Соблюдение основных принципов дидактики: «От опыта – к обобщениям» «От опыта – к обобщениям» «Принцип смены видов деятельности» «Принцип смены видов деятельности» «Принцип активности и учета возрастных особенностей» «Принцип активности и учета возрастных особенностей» 3. Организационные моменты 4.Коммуникативные аспекты занятия. 5. Вывод.
1. Мини-лекция о содержании профессии 2. Рисуночные методики 3. Игры, связанные с профессией 4. Беседы с приглашенными специалистами 5. Оформление уголка профессии в пространстве класса 6. Организация экскурсий на предприятия города 7. Ведение школьниками «Профессионального портфолио»
Сентябрь Экскурсия на школьный участок. Беседа «Труд людей осенью» Октябрь Экскурсия в школьный кабинет технологии. Проведение беседы по материалам экскурсии Ноябрь Экскурсия ни строительство жилого дома. Встреча со строителями Декабрь Беседа «Уважение к людям труда» (рассказы родителей о своем труде) Январь Экскурсия на почту. Знакомство с работниками почтового отделения Февраль Экскурсия на животноводческую ферму. Беседа по материалам экскурсии Март Экскурсия по городу Апрель Беседа. Д/ф «Весенние работы в саду, огороде, поле» Май Беседы на тему «Бережное отношение к природе». Выращивание цветочно-декоративных растений. Экскурсия в сад
Сентябрь Беседа «Труд людей осенью». Беседы о профессиях тракториста, шофера, комбайнера, овощевода Октябрь Лес. Работники лесничества Ноябрь Работа автоинспектора. Беседа «Будь внимателен на улице» Декабрь Знакомство с профессией портнихи. Январь Работа технического персонала школы. Оказание помощи в уборке Февраль Профессии наших пап Март Знакомство с профессиями наших мам Апрель Экскурсия в библиотеку. Беседа о характере работы библиотекаря Май Работа на пришкольном участке и выращивание комнатных растений из черенков
Сентябрь Работа на пришкольном участке. Профессия цветовода Октябрь Беседы о профессиях каменщика, штукатура, маляра, плотника. Встреча с выпускниками школы Ноябрь Экскурсия в школьную мастерскую. Профессии слесаря, токаря, шлифовщика Декабрь Просмотр диафильма «Будь осторожен с огнем». Беседа, о профессии пожарного Январь Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин Февраль Я мастер. Сделай своими руками подарки папам Март Профессии наших мам. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны» Апрель Знакомство с профессией повара Май Работа на пришкольном участке
Сентябрь Экскурсия в автохозяйство. Знакомство с профессией шофера Октябрь Работа на пришкольном участке Работа на пришкольном участке Ноябрь Экскурсия в школьную столовую. Знакомство с профессией повара. Декабрь Экскурсия в мед. пункт. Знакомство с профессиями здравоохранения Январь Профессия моих родителей (встречи, беседы) Февраль Знакомство с профессиями животноводства Март Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца, кассира Апрель Просмотр диафильма «Весенние работы в саду, в поле, на огороде Май Беседа «Чем я могу помочь дома»
Одним из основных показателей эффективности профориентационной работы со школьниками является уровень сформированности учащимися профессионального самоопределения Показатели этого уровня следующие: IIV классы 1. Потребность в учебном и общественно полезном труде. 2. Первоначальное представление о наиболее доступных профессиях. 3. Наличие доступных элементов труда, по разным профессиям. 4. Первоначальный интерес к профессиональной деятельности.
Классы Уровни сформированности профессионального самоопределения высокийсреднийнизкий IIV VVII VIIIIX XXI Ведомость изучения уровней сформированности профессионального самоопределения Школа Класс________ Дата. п/п Фамилия, имя Показатели (в баллах)Общий уровень Иванов Юра высокий 2.Петрова Ира средний 3.Колесников Андрей32222 низкий 4.И т.д. В среднем по классу средний