Уровень адаптации учеников 1 классов ХСШ 108 по результатам проективного теста межличностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций О. А. Ореховой «Домики»
Адаптация – это естественное состояние человека, проявляющиеся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
Школьная дезадаптация. Школьная дезадаптация - это нарушение равновесия гармоничных отношений между школьной средой и ребенком, которые в процессе обучения и воспитания обнаруживают адаптационные трудности, нарушения, проявляющиеся на разных уровнях его развития: биологическом, физиологическом, социальном, психологическом.
Причины: -Состояние здоровья; -Социально-бытовое состояние семьи; -Внутрисемейные отношения (недостатки домашнего тепла); -Нарушение режима дня; -Педагогические (перегрузка).
· удовлетворенность ребенка процессом обучения; · ребенок легко справляется с программой; · степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому; · удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Признаки успешной адаптации учащихся 1 класса:
Признаки дезадаптации: усталый, утомлённый внешний вид ребёнка. нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне. стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы. нежелания выполнять домашние задания.
негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников. жалобы на те или иные события, связанные со школой. беспокойный сон. трудности утреннего пробуждения, вялость. постоянные жалобы на плохое самочувствие
Входящий мониторинг по 1-м классам
Виды адаптации первоклассников Адаптация ребенка к школе процесс многоплановый. Его составляющими являются социально-психологическая и физиологическая адаптации. Эти составляющие связаны между собой. Успешное обучение, хорошее самочувствие, умение взаимодействовать с одноклассниками и учителями, выполнять школьные требования, - все это возможно при формировании физиологической и социально- психологической адаптации.
По тому, как быстро первоклассники проходят социально-психологическую адаптацию, их можно условно поделить на 3 группы. Адаптация в течение 1,5-2 месяцев обучения. Такие дети быстро устанавливают контакт с одноклассниками и учителями, легко осваиваются в школе, заводят новых друзей. Они без особых усилий выполняют требования учителя, всегда в хорошем настроении, добросовестно выполняют задания. У таких детей в первое время все же могут возникать сложности в общении с детьми или учителем, но обычно к концу второго месяца учебы эти трудности преодолеваются. Дети быстро принимают новый статус ученика, новые требования и режим дня.
Детям требуется 3-4 месяца для того, чтобы привыкнуть и принять требования школы. Эти школьники могут не реагировать на замечания педагога, играть на уроках, могут обижаться, в усвоении учебной программы они испытывают трудности. Лишь к концу 2-ой четверти дети осваиваются и начинают вести себя адекватно в соответствии с требованиями школы и учителя.
Дети испытывают значительные трудности в социально-психологической адаптации. У таких школьников может отмечаться крайне негативное поведение, нежелание слушаться, выполнять требования учителя. Они могут вступать в спор с педагогами, в драки со сверстниками. Усвоение учебного материала происходит с большим трудом.
Физиологическая адаптация В первом классе на плечи ребенка сваливается непривычная для него нагрузка. Какую бы работу ни выполнял школьник: умственную по усвоению новых знаний, статическую нагрузку, сидя в почти неподвижном положении за партой, психологическую от общения в большом коллективе, - на все это детский организм реагирует напряженной работой. И чем больше нагрузка, тем больше ресурсов тратится. А возможности детского организма далеко не безграничны. Поэтому взрослым нужно следить за тем, чтобы ребенок не испытывал длительного напряжения, которое приводит к утомлению и переутомлению, что может негативно отразиться на детском здоровье. Физиологическая адаптация первоклассников занимает 1,5-2 месяца.
Уровень мотивации младших школьников к обучению
Отношение учеников 1-х классов к предметам
Уровень эмоционального настроения учеников 1-х классов, когда они находятся дома
Уровень общего эмоционального настроение младших школьников
Уровень адаптации по 1-м классам
Как помочь первоклашке?
Основные показатели благоприятной адаптации ребенка Сохранение физического, психического и социального здоровья детей Установление контактов с учащимися и учителями Формирование адекватного поведения Овладение навыками учебной деятельности
Организация школьной жизни первоклассников: 1)Проведение утренней гимнастики 2)Организация подвижных игр на перемене 3)Систематическое проведение физминуток 4)Смена деятельности на уроке 5)Организация разнообразных форм работы(групповая, парная, фронтальная, индивидуальная) 6)Использование разнообразных типов уроков (урок-сказка, экскурсия, путешествие, игра, театрализация) 7)Соблюдение режима проветривания классной комнаты
8) Привитие гигиенических норм поведения 9) Релаксация (прослушивание спокойных музыкальных произведений, хоровое пение детских и фольклорных песен) 10) Рефлексия ( формирование самооценки ребенка ) 11) Выстраивание позитивных взаимоотношений (похвала, ориентируем на успех) 12) Улыбка учителя и его доброжелательное отношение
Установление контактов с учащимися и учителями - Организация игр на знакомство с одноклассниками и учителями - Поддерживание здоровых контактов в разнообразных формах совместной деятельности (работа в парах и группах) - Организация дежурства в классе - Поздравление именинников
Формирование адекватного поведения Знакомство с правилами школьной жизни Опора на личный опыт ребенка Обсуждение положительных примеров из литературных произведений и из жизни
Овладение навыками учебной деятельности - Освоение организационных навыков (внешняя и внутренняя готовность к уроку, порядок на столе, в портфеле, в тетради, контроль за наличием школьных принадлежностей) - Умение слушать, действовать по инструкции - Формирование мыслительных процессов: анализ, синтез, классификация - Выполнение логических заданий - Развитие психических процессов: памяти, внимания, воображения - Формирование школьной мотивации
Рекомендации психолога классным руководителям по осуществлению благоприятной адаптации учащихся 1-х классов к учебному процессу: 1. Учитывать индивидуально - психологические особенности учащихся учебно-воспитательного процесса. 2. На уроках проводить коллективные занятия, которые способствовали сближению учащихся и помогали застенчивым детям высказывать свою точку зрения, выражать себя. 3. Классным руководителям пересмотреть распределение школьных обязанностей. Привлекать учеников, у которых есть трудности в общении со сверстниками, к коллективной деятельности, участия в различных школьных праздниках. 4. При работе с детьми акцентировать больше внимания на положительных качествах, что поможет сформировать положительную самооценку. 5. Проводить уроки, которые помогают учащимся проявлять свои творческие способности. 6. Помогать ученикам, с низкой мотивацией преодолевать трудности в обучении. 7. Стараться не акцентировать внимание на статусе ученика в школьном коллективе. 8. Проводить с детьми беседы, которые помогают детям справляться со стрессом. 9. Отказаться от уравнивания достижений или отдельных черт ребенка с достижениями и чертами других учеников. 10. Рекомендовать родителям проведение специальных упражнений дома и проведение профилактического лечения при наличии хронических заболеваний, особенно нервной и сердечно- сосудистой систем. 11. Родителей, чьи дети имеют высокие показатели дезадаптации по результатам тестирования направить на консультацию к школьному психологу. 12. Придерживаться режима дня, отдыха, здорового питания.
Спасибо за внимание! Презентацию подготовила психолог Баева Ирина Алексеевна