1 TTÜ virumaa KOLLED ž ÕIGUSÕPETUS
2 Государственное право Функции государства - это основные направления деятельности государства. Функции государства - это основные направления деятельности государства.
3 Внутренние функции: В экономической сфере: создание и поддержание производственной инфраструктуры... В экономической сфере: создание и поддержание производственной инфраструктуры... В политической сфере: обеспечение деятельности и воспроизводства органов государственной власти... В политической сфере: обеспечение деятельности и воспроизводства органов государственной власти...
4 В социальной сфере: воспроизводство населения... В социальной сфере: воспроизводство населения... В духовной сфере: воспроизводство национального образа жизни; поддержка культуры, искусства, науки, религии... В духовной сфере: воспроизводство национального образа жизни; поддержка культуры, искусства, науки, религии...
5 Внешние функции: Национальная оборона, охрана границ. Национальная оборона, охрана границ. Сотрудничество с другими странами и международными организациями (экономическое, научно-техническое, военное, культурное,..). Сотрудничество с другими странами и международными организациями (экономическое, научно-техническое, военное, культурное,..). Обеспечение мира на земле, участие в миротворческих и гуманитарных акциях. Обеспечение мира на земле, участие в миротворческих и гуманитарных акциях. Защита интересов своих граждан и соотечественников за рубежом. Защита интересов своих граждан и соотечественников за рубежом.
6 Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата, обладающая собственной компетенцией (т.е. предметом ведения и полномочиями), в пределах которой она выступает от имени государства и реализует его функции. Орган государства - это структурно обособленная часть государственного аппарата, обладающая собственной компетенцией (т.е. предметом ведения и полномочиями), в пределах которой она выступает от имени государства и реализует его функции.
Критерий 1. Характер функций органа государства. По характеру функций органы делятся на следующие виды: Законодательные Законодательные Исполнительные Исполнительные Судебные Судебные 7
Критерий 2. Территория деятельности органа государства, в зависимости от которой выделяются: Центральные Центральные Региональные Региональные Местные Местные 8
Критерий 3 Характер (объем) полномочий органа, в соответствии с которым выделяются: Органы общей компетенции - то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Органы общей компетенции - то есть уполномоченные в принципе рассматривать вопросы в любой сфере. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. Органы специальной компетенции, уполномоченные рассматривать вопросы в определенной сфере. 9
Критерий 4. Порядок принятия решений, в соответствии с которым выделяются: Коллегиальные - органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов Коллегиальные - органы, принятие решений которыми проводится в режиме голосования членов этих органов Единоличные - органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. Единоличные - органы, состоящие из одного человека, который может принимать решения самостоятельно. 10
Чтобы классифицировать государства с точки зрения их устройства, вводится понятие форма государства, в котором традиционно выделяются две составляющие - форма правления и форма государственного устройства. 11
Форма правления - это тип организации высшей власти в государстве. Для целей анализа формы правления достаточно рассмотреть соотношение трех высших органов власти - главы государства, законодательного представительного органа (парламента), исполнительно-распорядительного органа (правительства). Форма правления - это тип организации высшей власти в государстве. Для целей анализа формы правления достаточно рассмотреть соотношение трех высших органов власти - главы государства, законодательного представительного органа (парламента), исполнительно-распорядительного органа (правительства). 12
С точки зрения способа формирования высших органов власти (в том числе механизма занятия поста главы государства) выделяют две формы правления: монархию и республику. 13
Форма государственного устройства В научной и учебной литературе обычно выделяют три классических формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация (последнюю, впрочем, иногда рассматривают не как форму государства, а как форму союза государств). В научной и учебной литературе обычно выделяют три классических формы государственного устройства: унитарное государство, федеративное государство, конфедерация (последнюю, впрочем, иногда рассматривают не как форму государства, а как форму союза государств). 14
. Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц (провинции, департаменты, области,..), которые не обладают признаками государства - собственной правовой и судебной системой, гражданством, конституцией и пр.. Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц (провинции, департаменты, области,..), которые не обладают признаками государства - собственной правовой и судебной системой, гражданством, конституцией и пр. 15
Федеративное государство (федерация) состоит из частей, называемых субъектами федерации (штаты, земли, республики,..), которые обладают некоторыми признаками государства. Конкретный набор этих признаков весьма разнообразен - наличие конституции, гражданство, собственная судебная система и пр. Федеративное государство (федерация) состоит из частей, называемых субъектами федерации (штаты, земли, республики,..), которые обладают некоторыми признаками государства. Конкретный набор этих признаков весьма разнообразен - наличие конституции, гражданство, собственная судебная система и пр. 16
Конфедерация - союз суверенных государств, заключенный для достижения определенных целей. От федеративного государства конфедерация отличается прежде всего вторичным характером государственности конфедерации: как правило, органы конфедерации не избираются непосредственно населением конфедерации, а образуются органами власти государств, Конфедерация - союз суверенных государств, заключенный для достижения определенных целей. От федеративного государства конфедерация отличается прежде всего вторичным характером государственности конфедерации: как правило, органы конфедерации не избираются непосредственно населением конфедерации, а образуются органами власти государств, 17
18 входящих в конфедерацию; каждое из государств остается суверенным, сохраняя право выхода из конфедерации; статус конфедерации определяется не конституционными актами, а договорами государств. По этой причине некоторые авторы не относят конфедерацию к форме государственного устройства, считая ее международно-правовым явлением.
С другой стороны, от обычных международно- правовых союзов государств конфедерация отличается направленностью союза на внутренние задачи (единая денежная система, общее управление экономикой и пр.), а также глубиной интеграции государств. С другой стороны, от обычных международно- правовых союзов государств конфедерация отличается направленностью союза на внутренние задачи (единая денежная система, общее управление экономикой и пр.), а также глубиной интеграции государств. 19