«Гиперактивные дети «очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей» (Раттер М., 1987, с. 307). В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьезные проблемы могут сохраниться и в подростковое возрасте. Поэтому с первых дней пребывания такого ребенка в школе психологу необходимо наладить совместную работу с его родителями и учителями» Раттер М.,.
«Синдром дефицита внимания и гиперактивности (англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ) психическое расстройство, начинающееся в детском возрасте, которое проявляется такими симптомами, как гиперактивность, забывчивость, плохо управляемая импульсивность и отвлекаемость. С неврологической точки зрения СДВГ рассматривается как стойкий и хронический синдром, для которого не найдено способа излечения. По данным для населения Соединенных Штатов, это расстройство присутствует у 3-5 % людей, включая как детское, так и взрослое население.
- гиперактивность, - забывчивость, - плохо управляемая импульсивность - отвлекаемость
- совершает суетливые движения руками и ногами; - часто вскакивает со своего места; - не может играть в тихие игры; - всегда находится в движении; - очень много говорит.
- отвечает на вопрос, не выслушав его; - не может дождаться своей очереди; - вмешивается в разговоры и игры других.
- не обращает внимания на детали и допускает ошибки в работе; - с трудом поддерживает внимание в работе и игре; - не слушает то, что ему говорят; - не в состоянии следовать инструкциям; - не может организовать игру или деятельность; - имеет сложности в выполнении заданий, требующих длительной концентрации внимания; - часто теряет вещи; - часто и легко отвлекается; - бывает забывчив.
- Осмотр и оценка зрения, слуха, вербальных и моторных навыков. Если есть вероятность того, что гиперактивность вызвана другим заболеванием, назначают дополнительные исследования. -Оценка интеллекта, склонностей, черт характера, способности усваивать информацию. Для ребенка школьного возраста это могут сделать родители и учителя. - Консультация аллерголога, если есть подозрение на аллергию.
Примите ребёнка таким, каков он есть, со всеми его недостатками. Помните: если нельзя изменить ситуацию, попробуйте изменить своё к ней отношение. Здесь вам помогут знания причин проблемы. Говорите сдержанно, спокойно
В отношениях с ребенком придерживайтесь позитивной модели. Старайтесь не акцентировать на его неудачах. Приводите положительные примеры.
Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это поможет повысить самооценку ребёнка, которая, как правило, занижена у гиперактивных детей. По возможности игнорируйте вызывающие поступки. Относитесь к этому с чувством юмора, но без сарказма.
Фиксируйте усилие. «Я видела, тебе было трудно, но ты справился. Расскажи, как тебе это удалось?»
Указания должны быть чёткими: «Возьми ручку, открой тетрадь…»
Поддерживайте ребенка во всем, в чем он силен, особенно в спорте и внешкольных занятиях.
Работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально, при этом основное внимание уделяйте отвлекаемости и слабой организации деятельности;
Во время урока ограничьте до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски; Учебные занятия стройте по четко распланированному, стереотипному распорядку
Предоставьте ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения;
Задания, предлагаемые на уроке, пишите на доске; На определенный отрезок времени давайте только одно задание; Дозируйте ученику выполнение большого задания, предлагайте его в виде последовательных частей и периодически контролируйте ход работы над каждой из частей, внося необходимые
Держите темп урока и ритм в 15 минут, предусматривайте возможности для двигательной разрядки.
Желаю сил, удачи и понимания в работе со своими учениками!