Управление оборотным капиталом
Оборотный капитал (Working capital; Current capital; Floating capital) Оборотный капитал - капитал, участвующий и полностью расходуемый в течение одного производственного цикла. К оборотному капиталу относятся: - денежные средства; - - краткосрочные финансовые вложения; - средства в текущих расчетах ; - материальные оборотные средства.
Оборотный капитал С точки зрения бухгалтерского баланса представляет собой превышение текущих активов компании над ее краткосрочными обязательствами.
Управление денежными активами Цель управления денежными активами состоит в том, чтобы инвестировать избыток денежных средств для получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для выполнения обязательств по платежам
Оптимальный остаток денежных активов в планируемом периоде (модель Баумоля)
где b - постоянные издержки, связанные с операциями с ценными бумагами, ден. ед. V - потребность в наличных денежных средствах в рассматриваемом периоде, ден. ед. r - норма доходности по рыночным ценным бумагам в рассматриваемом периоде, в относительной величине
Оптимальный остаток денежных средств Оптимальный остаток денежных активов в планируемом периоде (модель Миллера-Орра)
где σ 2 - дисперсия чистых ежедневных потоков наличности (мера разброса этих потоков) b - постоянные издержки, связанные с операциями с ценными бумагами, ден. ед. r - норма доходности по рыночным ценным бумагам, в относительной величине
Управление дебиторской задолженностью
Уровень дебиторской задолженности определяется следующими факторами Вид продукции Емкость рынка Степень насыщенности рынка данной продукцией Принятая на предприятии система расчетов Доступность банковских кредитов и т.п.
Оборачиваемость дебиторской задолженнсти (account receivable turnover ratio, ostjatelt raha laekumise käibesegadus)
Период погашения дебиторской задолженности (days sales outstanding, debitoorse võlgnevuse siduvuse aeg)
Управление дебиторской задолженностью состоит в выработке и реализации политики цен и коммерческих кредитов, направленной на ускорение востребования долгов и снижения риска неплатежей
Эффективная система управления дебиторской задолженностью включает в себя следующие факторы : 1. мотивация менеджеров прямых продаж, 2. стимулирование клиентов, 3. совершенствование договорных условий, 4. построение схемы управления дебиторской задолженностью.
Программа мотивации менеджеров основана на системе оплаты их труда вознаграждение имеет смысл привязать к тому, как клиент выполняет свои обязательства по своевременному погашению задолженности.
Стимулирование клиентов к скорейшей оплате Предоставление покупателям гибкой системы скидок, в том числе различные бонусы
Совершенствование договорных условий Включение в договор поставки штрафных санкций в виде пени за просрочку платежа.
Построение схемы управления дебиторской задолженностью Утверждение регламента управления дебиторской задолженностью. Закрепление за сотрудниками фирмы (например, коммерческого и финансового отдела) функций по контролю дебиторской задолженности
«Используем проблему для улучшения дел фирмы…» Шаг 1. создание системы прозрачных отношений в разрезе «директор- директор». Шаг 2. Компания проводит сравнительный анализ причин задолженностей.
К л и е н т З а д о л ж е н н о с т ь Р е а к ц и я к л и е н т а О бъ я с н е н и я м е н е д ж е р а Характери стика клиента о продаваем ости товара по сделке Р е ш е н и е о п р о ц е н т е к р е д и т а О т ч е т о б и с п о л н е н и и п л а т е ж а Финансо вая эффекти вность сделки Оценка данной сделки (сумма + надежно сть сроков + получен ный процент) П е р е м е н н а я X Сделка 1 Сделка 2
Шаг 3. Руководитель регулярно проводит оперативные совещания. На них он рассматривает проблемы самих клиентов и проводит сравнительный анализ причин их задолженностей, а также уделяет время анализу работы своих сотрудников.
Общие результаты для компании: руководитель настраивает вместе с лучшими менеджерами систему управления дебиторской задолженностью; лучшие менеджеры (вместе с руководством) ищут ответы на вопросы рынка и клиентов; в фирме формируется более четкая система ориентации на потребности рынка, возрастает командный дух, менеджеры работают эффективнее; руководство постоянно проводит мониторинг рынка, находится в курсе дел клиентов; компания готова к переменам на рынке, конкуренции.
Причины невозврата долга Причины экономического характера. Причины "политического" характера. Форс-мажорные обстоятельства. Причины недобросовестного характера.
Методы воздействия Юридические. Экономические. Психологические. Физические.
Оценка эффективности методов воздействия Методы воздействия Коэффициент полезного действия (КПД) в % Добросовестный дебитор Недобросовестный дебитор 1. Устные напоминания (в зависимости от интенсивности)10-200, Письменные напоминания (в зависимости от интенсивности) , Подача иска (сам факт) Исполнение решения суда Штраф, пеня, неустойка (в зависимости от размеров) Залог (в зависимости от ликвидности) Вероятность имиджевых потерь30-400, Приостановка поставок Вмешательство официальных и контролирующих органов (в зависимости от учреждения)
Оборачиваемость кредиторской задолженности (accounts payable turnover, kreditoorse võlgnevuse ringluskiiru
Период погашения кредиторской задолженности (days payable, kreditoorse võlgnevuse kestvus päevades)
Управление кредиторской задолженностью Во-первых, необходимо определить оптимальную структуру задолженности для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности,
разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании принять определенные значения таких показателей за плановые.
Во-вторых, необходимо проводить анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений.
В-третьих, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
Коэффициент ликвидности (Current ratio; Maksevõime üldine tase või lühiajalise võla kattekordaja) Наиболее часто используемый коэффициент, связанный с оценкой кредиторской задолженности предприятия, который рассчитывается как отношение величины оборотного капитала к краткосрочным долговым обязательствам.
В Эстонии приняты следующие рекомендации: 1,6 и выше - хорошо 1,2 – 1,59 - удовлетворительно 0,9 – 1,19 – неудовлетворительно ниже 0,9 - слабо
Коэффициент "кислотного теста" (Quick ratio; Likviidsuskordaja/happetest) В Эстонии приняты следующие рекомендации: 0,9 и выше – хорошо 0,6 – 0,89 – удовлетворительно 0,3 – 0,59 - неудовлетворительно ниже 0,3 - слабо
Коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Этот коэффициент дает представление о том, насколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.
Коэффициент зависимости от заемного капитала (Debt ratio, üldine võlaskordaja) Этот коэффициент дает представление о том, на сколько активы предприятия сформированы за счет заемного капитала.
Коэффициент самофинансирования предприятия. (Debt equity ratio, võlad omakapitali suhtes) позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.
Баланс задолженностей. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей.
Коэффициент времени.
Коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам.
Основные факторы, которые могут влиять на динамику данного показателя: изменение сроков возврата, структура кредиторов, средние размеры и стоимость кредиторской задолженности и т. д.
Оптимальные "рамочные" значения основных коэффициентов, характеризующих состояние кредиторской задолженности на предприятии. Крупная промышленност ь Капитальное строительство Оптовая торговля Услуги (средние и крупные обороты) Финансовые учреждения (в т. ч. банки) Коэффициент ликвидности 2,0 - 3,01,5 - 2,51,0 - 2,01,0 - 1,50,8 - 1,0 Коэффициент "кислотного теста" 1,0 - 2,00,8 - 1,50,9 - 1,20,3 - 0,80,7 - 1,3 Коэффициент зависимости 0,1 - 0,30,2 - 0,50,7 - 1,00,6 - 0,92,0 - 3,0 Коэффициент самофинансир ования (в %) Коэффициент времени 2,0 - 3,01,5 - 2,01,0 - 1,21,0 - 1,31,0 - 1,1 Коэффициент рентабельност и (в %)
Цель управления запасами состоит в обеспечении предприятия запасами, необходимыми для поддержания производственного процесса, при минимальных затратах Управление запасами
Задачи управления запасами: Определение количества единиц запасов, содержащихся на складе предприятия Определение количества единиц товаров, которое должно быть заказано в определенный момент времени Определение сроков выполнения заказов
Показатель оборачиваемости товарных запасов (inventory turnover ratio, käibekordaja)
Основная модель (модель Уилсона) управления запасами основана на следующих предпосылках: Спрос на продукцию приблизительно постоянен Время поставки заранее известно Недопустимо отсутствие запасов Заказ на новую поставку осуществляется один раз в каждом цикле, величина заказа постоянна и заказы выполняются без всяких задержек
Затраты, связанные с формированием и поддержанием запасов: затраты приобретения затраты хранения
Затраты приобретения - издержки на выполнение заказа (переписка между компаниями, телефонные переговоры, доставка продукции и пр.)
где F - стоимость выполнения одной партии заказа (ден. ед./заказ) Q - общая потребность в сырье на период (нат. ед.) q - размер (объем) запаса (нат. ед.) Q/q - количество заказов за период
Затраты хранения - издержки, связанные с хранением запасов, включая стоимость самого хранения, капитальные затраты, амортизационные издержки и пр. где H - затраты по хранению единицы сырья в запасе (ден. ед./ед.) q/2 - средний уровень запасов за период
Общая стоимость оформления и хранения запасов:
Оптимальная партия поставки Размер поставки, при которой минимизируются общие расходы по формированию и хранению запасов
Алгоритмы управления запасами: 1. где RP - уровень запасов, при котором делается заказ, ед. MU - максимальная дневная потребность в сырье, ед. MD - максимальное число дней выполнения заказа
2. SS - наиболее вероятный минимальный уровень запасов, ед. AU - средняя дневная потребность в сырье, ед. AD - средняя продолжительность выполнения заказа, дн.
3. MS - максимальный уровень запасов, ед. LU - минимальная дневная потребность в сырья, ед. LD - минимальное число дней выполнения заказа
Укрупненный метод расчета оборотного капитала Оборачиваемость оборотного имущества (current assets turnover ratio, käibekapitali käibesagedus)
Период или длительность оборота Резервы экономии, возможности высвобождения капитала связаны с ускорением оборачиваемости – увеличением числа оборотов и сокращением длительности оборота оборотных средств.
Привлечение средств в оборот