Принципы налогообложения Классификация налогов
Принципы Адама Смита 1. Подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству налогообложения. 2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа). 3. Каждый налог должен взиматься тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего оплатить его. 4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа как можно меньше сверх того, что он приносит казне государства.
Принципы налогообложения Равномерность Определенность Безвозмездность Обязательность Простота и удобство Эффективность в управлении экономикой
Классификация налогов По способу изъятия По элементам налога По источникам уплаты
По способу изъятия Прямые налоги Налоги на имущество и доходы Подоходный налог Земельный налог Налог на тяжеловесные транспортные средства Косвенные налоги Налоги на потребление, непосредственно включаемые в цену товаров Налог с оборота Акцизы Таможенные сборы
Акцизные налоги Индивидуальные: Единые Дифференцирован ные Средние Универсальные - устанавливаются в виде единого процента к стоимости товаров или услуг. Это налог с оборота или налог на добавленную стоимость.
По элементам налога По субъектам налогообложения С юридических лиц С физических лиц Смежные По объектам налогообложения На доходы (прибыль) Имущественные Ресурсные На потребление Социальные Налоговым ставкам Твердые Пропорциональные Прогрессивные Регрессивные
Экономическое содержание различных групп налогов Налоги на доходы и прибыль Воздействие на макроэкономические показатели Стимулирование структурных изменений в экономике Регулирование распределения доходов Воздействие на макроэкономические показатели Стимулирование структурных изменений в экономике Регулирование распределения доходов Имуществен- ные налоги Обеспечение рационального с точки зрения потребностей общества использования имеющихся материальных ресурсов Ресурсные и экологические платежи Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов Регулирование вредных воздействий на окружающую среду Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов Регулирование вредных воздействий на окружающую среду Регулирование потребительского рынка Обеспечение равных экономических условий на потребительском рынке Защита интересов отечественных производителей Регулирование потребительского рынка Обеспечение равных экономических условий на потребительском рынке Защита интересов отечественных производителей Налоги на потребление Отчисления на социальные нужды Обеспечение гарантированной социальной защиты населения
Виды налоговых ставок: твердые; пропорциональные прогрессивные; регрессивные.
Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров дохода.
Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины.
Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. При простой прогрессии ставка возрастает по мере увеличения дохода для всей суммы дохода. При сложной прогрессии доходы делятся на части (ступени ), каждая из которых облагается по своей ставке.
Расчет налоговых платежей при простой и сложной прогрессии. Доход в кронах Налоговая ставка в процентах Сумма налога в кронах при простой прогрессии Сумма налога в кронах при сложной прогрессии *0,13 = *0,26 = * *0,26 = = *0,33 = * *0, *0,33 =720
Регрессивные ставки предполагают снижение величины налогового бремени по мере роста дохода и наоборот, чем ниже уровень дохода, тем тяжелее налоговое изъятие (характерно для косвенных налогов).
По источникам уплаты Уплачиваемые из выручки Относимые на себестоимость Относимые на финансовые результаты
Учет налогов при формировании финансовых результатов деятельности организации налогиналоги налогиналоги Формирование себестоимости продукции Внереализаци онные доходы и расходы Выручка от реализации Формирование прибыли (убытка) от реализации Формирование финансовых результатов ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) налоги
По отношению к уровням государственной власти налоги и сборы характеризуются: Компетенцией каждого уровня в сфере установления и введения в действие тех или иных налогов и сборов; Полнотой прав в части использования на данном уровне поступлений от соответствующих налогов и сборов; Ограничениями на целевое использование налоговых поступлений от тех или иных налогов и сборов.
Классификация налогов по отношению к уровням государственной власти Федеративное государство федеральныерегиональныеместные Унитарное государство государственныеместные
По отношению к бюджетам разных уровней налоги и сборы подразделяются на: Закрепленные (собственные) – налоги и сборы, либо поступающие целиком и полностью в один из бюджетов, либо распределяемые между бюджетами разных уровней в фиксированной пропорции, определяемой налоговым законодательством; Регулирующие – налоги и сборы, распределяемые между бюджетами разных уровней в пропорции, которая определяется бюджетным законодательством и может измениться при утверждении соответствующего бюджета на текущий финансовый год.
Классификация по целевой направленности Абстрактные или общие налоги предназначены для формирования доходов бюджетов в целом безотносительно направлений расходования бюджетных средств; Целевые или специальные налоги и сборы вводятся для финансирования конкретных направлений государственных расходов.
Кривая Лаффера