PISA 2009: результаты по чтению Ирина Логвина
Что такое PISA? PISA (Programme for International Student Assessment) – международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD – Organization for Economic Co-operation and Development). Цель – определить функциональную грамотность 15 - летних учащихся из разных стран.
Функциональная грамотность – умение использовать полученные знания для решения жизненных задач (по документам ЮНЕСКО, 1958 г.)
Ключевой вопрос исследования Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?»
Основные области для оценки образовательных достижений «грамотность чтения» «естественнонаучная грамотность» «математическая грамотность»
Читательская грамотность – способность человека понимать и исполь- зовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои зна- ния и возможности, участвовать в общес- твенной жизни.
Циклы исследования PISA Год, области оценкиСтраны- участники 2000 Чтение, математика, естественные науки Математика, чтение, естественные науки Естественные науки, чтение, математика Чтение, математика, естественные науки 65 приоритетная область оценки; отводится 2/3 времени исследования
PISA 2009: 65 государств Часть учащихся из 20 стран выполняли электронные задания. PISA 2012 часть школ Эстонии будет выполнять электронные задания.
Участие Эстонии в исследовании PISA школ 4727 учеников 2297 девочек 2430 мальчиков 886 (18,74 % ) рус.яз 434 д. 452 м. 3841(81,26%) эст.яз д м.
Эстония в области функционального чтения находится на 13-ом месте – 501 балл. Среди Европейских стран Эстония поднялась с восьмого места на пятое. Сравнение результатов по чтению 2006 г. и 2009 г.
нахождение информации (25%) интерпретация текста (50%) рефлексия на содержание текста/ его форму и их оценка (25%) «пробежать» текст глазами, определить его основные элементы и найти необходимую единицу информации, выраженную в тексте в иной (синонимической) форме, чем в вопросе. сравнить и противопоставить информацию разного характера, обнаружить доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста. связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения. Проверяемые умения
Форма представления материала для чтения Сплошные тексты: описание, повествование, рассуждение. Несплошные тексты: диаграммы, схемы, таблицы, карты местности и т.д.
В исследовании PISA представлены задания шести степеней сложности Простые задания (носят репродуктивный характер) Средний уровень сложности (носят продуктивный характер) Высокий уровень сложности (носят продуктивный характер) 1 уровень выбор варианта ответа из предложенных 3-6 уровень интерпретация, анализ и обобщение информации, интеграция знаний из разных тем и предметов, моделирование ситуаций 4-ый уровень – ученик способен использовать знания для получения новых знаний 5-6-ой уровень – у ученика очень высокий потенциал 2 уровень базовый (Ученик способен использовать полученные знания) решение типичных задач
0,6% уч. способны выполнить задания 6-ого уровня 6 % уч. ____________5-ого уровня 27% уч. ____________4-ого уровня 61% уч. ____________3-его уровня 87% уч. ____________2-ого уровня 97,2% уч._____________ 1b 99,7%уч._____________ 1a NB! 38,6% уч. не получают удовольствия от чтения Результаты по чтению
Читательские интересы журналыкомиксыхуд. лит-расправочная лит-ра газеты 72%13%26%32%80%
Чтение художественной литературы 27% эст. девочек, 10% эст. мальчиков, 55% рус. девочек, 44% рус. мальчиков
Чтение в Интернете 91% учеников Эстонии общается в Интернете
Общение в Интернете
У учащихся Эстонии хороший базовый уровень образования. У учащихся школ с русским языком обучения результаты выше, чем в 2006 г., но ниже, чем у учащихся школ с эстонским языком обучения. Учащиеся школ с русским языком обучения, по данным анкетирования, любят читать больше, чем учащиеся школ с эстонским языком обучения, однако результаты показывают ниже. Учащиеся школ с эстонским языком обучения более успешны при выполнении заданий, в которых требуется интерпретировать текст и давать оценку. Выводы
Учащиеся школ Эстонии лучше справляются с несплошными тестами, очевидно, потому что подобные тексты используются на предметах естественно-математического цикла. Девочки читают лучше, чем мальчики. Наилучших результатов добились учащиеся, которые читают справочную и художественную литературу. Учащиеся школ с эстонским языком обучения используют более эффективные стратегии чтения, чем учащиеся школ с русским языком обучения. В Эстонии очень маленькое количество учащихся, которые получают удовольствие от чтения (44% уч. читает только потому, что должны читать, 52% уч. читает с целью получить нужную информацию). Выводы
Для повышения уровня читательской грамотности учащихся необходимо способствовать в учебной работе той деятельности, которая увеличит у учащихся интерес к чтению; осознать, что развитие навыков чтения учащихся – это задача всех учителей-предметников; провести курсы по развитию навыков чтения учащихся для учителей всех предметов; обратить внимание на использование заданий повышенной сложности при составлении учебных материалов, а также в учебной деятельности с целью формирования читательской компетентности; обратить больше внимания на развитие методики обучения чтению в школах с русским языком обучения.
Спасибо за внимание! Вопросы?