Проблемы и перспективы разработки порталов государственных услуг Жулин Андрей Борисович, Государственный университет – Высшая школа экономики, Институт проблем государственного и муниципального управления,
2 Текущие тенденции Концепция административной реформы в РФ Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года План на 2008 год и на период до 2010 года перехода федеральных органов исполнительной власти на оказание в электронном виде с использованием государственного информационного центра государственных услуг, процедуры предоставления которых предусматриваются административными регламентами (4 стадии, 125 услуг по ФОИВ) Положение о многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Проекты Минэкономразвития России (разработка Концепции, пилотное внедрение в 9 субъектах в 2007 году) Предоставление электронных государственных услуг – логичное завершение процессов регламентации и стандартизации государственных услуг
3 Структура информации об услуге Общие характеристики государственной услуги: Полное наименование государственной услуги; Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление государственной услуги Характеристики органов власти и организаций, участвующих в предоставлении государственной услуги: Требования к местам предоставления государственной услуги Перечень административных процедур получения государственной услуги Описание каждой административной процедуры, включая следующие характеристики: Визуализация этапов получения государственной услуги (графическая, табличная и др. формы) Требования к заявителю Перечень и порядок предоставления документов, необходимых для получения услуги, включая формы документов Критерии отказа в получении услуги Сроки и результаты предоставления услуги Размер и способы оплаты услуги Консультирование и информирование по услуге: Перечень вопросов, по которым предоставляются консультации Сроки предоставления консультаций Форма обращения для получения консультации, форма получения консультаций Ответственный за предоставление консультаций Механизмы обжалования Предмет обжалования, имя и должность лица, ответственного за прием жалоб, график его работы Перечень документов и порядок подачи, сроки и результаты обжалования претензии или жалобы
4 Возможные сервисы по услуге Сервисы, не требующие идентификации заявителя, реализуемые исключительно на портале, автономно от органа власти, непосредственно предоставляющего услугу «Поиск ответственного органа», «Скачать документ», «Заполнить документ», «Печать» «Проверка заполнения» Сервисы, реализуемые при условии технологического взаимодействия с ИК - системами органа власти «Оплата он-лайн», «Отправить», «Предварительная запись на прием», «Уведомление» «Состояние рассмотрения заявки» Сервисы, требующие идентификации (удостоверения личности заявителя), реализуемые через механизмы ЭЦП «Предоставление документов» «Получение статуса»
5 Связь и иными решениями Порталы государственных услуг Моделирование деятельности органов власти, административных процессов Связка с существующими системами документооборота, разработка требований к электронным административным регламентам Разработка административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг Оплата on-line, использование платежных систем
6 Ключевые проблемы Выбор приоритетных услуг. Классификация услуг на порталах Федеральный портал / порталы субъектов Актуализация информации на порталах Юридическая значимость работы с порталами (информирование, сервисы, транзакции, обжалование) Источники информации (регламенты, «плохие регламенты», иные НПА) Унификация требований Связь с внутренними информационными системами (документооборот, учетные системы, безопасность).
Спасибо за внимание Жулин Андрей Борисович Государственный университет – Высшая школа экономики, Институт проблем государственного и муниципального управления,