Бизнес-модели в медиабизнесе Понятие и компоненты
Определение А.Томпсон и А.Стрикленд: с понятием стратегии тесно связано понятие модели бизнеса (бизнес- модели) – этим термином определяется способ получения прибыли от деятельности компании. Формально модель бизнеса связана с экономической составляющей стратегии, с соотношением доходы – издержки – прибыль, с фактическими и планируемыми доходами от сбыта товаров компнии, со стратегией конкуренции, со структуруй издержек, уровнем доходов, потоками прибыли и окупаемостью инвестиций. Бизнес-модель компании призвана обеспечить эффективност ь стратегии с точки зрения получения прибыли.
На что обращает внимание бизнес- модель На взаимосвязь различных стадий процесса производства содержания (цепочки ценности медиаиндустрии), На формы получения прибыли и распределения ее между различными участниками процесса производства, На оптимизацию издержек, На конкретные пути применения стратегии для обеспечения жизнеспособности компании
Концепция «цепочки ценностей» М.Портера – основные и вспомогательные виды деятельности по созданию потребительской ценности. Бизнес-модель – это формальное описание структуры и деятельности компании, это метод ведения бизнеса, инструмент, используемый для получения доходов, видение того, как компания может служить своим сотрудникам и клиентам, включающее, одновременно, понимание и стратегии (т.е. что компания намерена делать в дальнейшем) и путей ее реализации (т.е. то, как компания будет осуществлять свои планы). Бизнес-модель описывает также, как предприятие позиционирует себя в цепочке ценностей своей отрасли. Общая бизнес-модель медиакомпании Производство контента Достижение желаемых целевых групп Получение прибыли
Компоненты бизнес-модели Подписка, Абонентская плата, Потарифная и поминутная оплата, Продажа содержания на отдельных носителях аудитории, Реклама, Продажа производящими медиакомпаниями авторских прав, форматов и конкретных медиапродуктов другим предприятиям СМИ, Продажа клиентских баз данных, Sms-голосование, ркйтинги или опросы, блоги.
Внерыночная бизнес-модель Государственные субвенции, Частные пожертвования
Основные игроки 1. Издатели и вещатели Игроки СМИ 2. Производители содержания (контент- провайдеры) 3. Владельцы авторских прав на содержание