Санкт-Петербургский государственный университет Факультет журналистики ВШЖиМК О ПРАКТИКЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН НА ФАКУЛЬТЕТЕ ЖУРНАЛИСТИКИ Л. Г. Фещенко Методический семинар 2 октября 2012 года
ВОПРОСЫ для анализа и обсуждения 1.Принципы формирования и обработки заявок в условиях квотирования и рейтингования 2.Связь специальных и базовых дисциплин; преемственность курсовых работ в спецсеминаре и ВКР 3.Новая форма аннотации спецдисциплин 2
ОБРАБОТКА ЗАЯВОК И ОФОРМЛЕНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРИКАЗУ Квоты Первичные заявки Сведение Аннотации Кодировка Подготовка для размещения на сайте 3
Первый документ – Последний документ – Обработано 418 файлов На сайт выложено 80 документов 4
Квоты –
Рекомендации учебно-методической комиссии –
7
Первичный анализ заявок –
Всего 6 страниц, 63 персоналии Анализ заявок по персоналиям –
Первый вариант приложения –
Сводный анализ –
Сводный анализ –
Сводный анализ –
Окончательный вариант –
Последний вариант приложения –
Сайт –
1545 просмотров! 17
ЗА ПОЛТОРА МЕСЯЦА АННОТАЦИИ 80 СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН ПОСМОТРЕЛИ НА САЙТЕ 1545 РАЗ, ЗА ДВА МЕСЯЦА – 1903 РАЗА! 19
Изменения в регламенте аннотации спецдисциплины 1.Заголовочный комплекс 2.Авторская аннотация спецкурса / спецсеминара / курса по выбору 3.Авторские публикации по теме спецкурса и курса по выбору 4.План лекционных занятий, План практических занятий 5.Список вопросов к зачету (для спецкурса и курса по выбору) / Список тем курсовых работ (для спецсеминара) 6.Критерии оценки – для спецкурса и курса по выбору (Зачет / Незачет), Требования к курсовой работе и Критерии оценки – для спецсеминара 7.Список литературы 20
КОНЦЕПЦИЯ специальных дисциплин: вопросы для размышления и анализа 1.Связь специальных дисциплин с базовыми и профессиональными дисциплинами 2.Критерии оценки промежуточной аттестации в спецдисциплинах 3.Роль спецсеминара в подготовке творческой и исследовательской ВКР 4.Согласованность видов ВКР и требований, предъявляемых к курсовой работе 5.Распределение спецдисциплин в условиях квотирования 21
Связь специальных дисциплин с базовыми и профессиональными дисциплинами Что такое специальная дисциплина – дополняющая общегуманитарную подготовку студента и знакомящая с научным направлением, представленным в базовых и профессиональных дисциплинах кратко или вообще никак, или углубляющая профессиональную подготовку Тогда чем отличается специальная лекция (лекция в спецкурсе) от лекции в профессиональных дисциплинах 22
Критерии оценки промежуточной аттестации в спецдисциплинах Что отличает зачет по спецкурсу (только лекционные занятия) от любой другой лекционной дисциплины, оснащенной классической и доступной литературой? Не превращается ли промежуточная аттестация в повторение услышанного? Как обеспечить доступ к авторским публикациям по теме спецкурса и курса по выбору? Отличается ли зачет по спецкурсу от зачета по курсу по выбору (дисциплина включает практические занятия)? 23
Роль спецсеминара в подготовке творческой и исследовательской ВКР На что ориентирована работа в спецсеминаре – на углубление общетеоретической или профессиональной подготовки? Чем наполнять 28 и 30 часов практических занятий в спецсеминаре, то есть не превращается ли практическое занятие в лекцию по теме спецсеминара? Должны ли различаться курсовые работы по кафедрам теоретической направленности – истории журналистики, теории журналистики, речевой коммуникации – и по кафедрам профилизации, на уровне спецдисциплин продолжающих мотыжить свой профессиональный огород? Объективно спецсеминар 3 курса должен быть ориентирован на ВКР, тогда в чем специфика спецсеминара на 4 курсе? 24
В локальных нормативных актах не прописаны требования к творческой курсовой работе, но на практике такие опыты есть. Можно ли формализовать требования к творческой курсовой работе и какие это требования? Исследовательская ВКР опирается на опыт написания двух курсовых работ (Стилистика – 3- 4 семестры, История журналистики – 5-6 семестры) и курсовые работы в спецсеминарах. Где студент готовится к выполнению творческой ВКР? 25 Согласованность видов ВКР и требований, предъявляемых к курсовой работе
Распределение спецдисциплин в условиях квотирования Может, для создания более широкой палитры разделить 30- и 34-часовые спецкурсы на два полусеместровых (легче подготовить УММ, большее представительство кафедры, возможность знакомства с малоизученным материалом). Но возрастает документооборот и более трудозатратной становится процедура записи. То есть администрирование этого процесса более сложное (7 СК – 3 курс очная форма, 7 СК – 4 курс очная форма, 2 СК – 5 курс очно-заочная форма – всего 16 полусеместровых дисциплин) 26
27
28
29 Порядок написания и защиты курсовых работ – до
Спасибо за внимание! Лариса Георгиевна ФЕЩЕНКО 30