1 О реализации плана работы Учебно-методического объединения в 2009 году И.А.Горлинский первый проректор по учебной и научной работе
2 Об изменениях в нормативной базе Из функционала Минобрнауки РФ изъято положение о разработке и утверждении примерных образовательных программ (Федеральный закон от ФЗ), см. подпункт 3 пункта 3 статьи 24 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании Возрастает роль УМО как методического центра, организационной формы общественно-профессионального сообщества, осуществляющего экспертизу учебно- методической деятельности по закреплённым за ним направлениям
3 Результаты работы ФГОС ВПО – проекты опубликованы на сайте Минобрнауки РФ (вторая редакция) Математическое обеспечение и администрирование информационных систем (бакалавриат, магистратура) Конфликтология (магистратура) Прикладная этика (магистратура) Искусства и гуманитарные науки (бакалавриат, магистратура)
4 Выполненные пункты Проекты ФГОС ВПО, разработанные в инициативном порядке, направлены в Минобрнауки РФ Конфликтология (бакалавриат) Прикладная этика (бакалавриат) Разработаны методические материалы по примерным основным образовательным программам по направлениям (специальностям) Проведены заседания УМС и УМК по обмену опытом разработки образовательных программ (4 заседания в установленные сроки)
5 Выполненные пункты От имени УМО СПбГУ направил письмо в Минобрнауки РФ о новой редакции Положения об УМО (ответа нет) Проведён Международный конгресс конфликтологов Проведена модернизация сайта УМО
6 Для продолжения работы Ходатайство об определении порядка проведения экспертизы подготовленности вузов к реализации программ бакалавриата и магистратуры, вузами, реализующими программы подготовки специалиста (будет направлено после принятия решений о соответствии старого и нового перечней) Внедрение системы дистанционного обучения в рамках направления «Искусства и гуманитарные науки» (целесообразно заслушать доклад УМС о результатах) Порядок и сроки разработки и рассылки документов сопровождения деятельности УМО с использованием обновлённого сайта УМО
7 Изменения в плане работы Необходимы ли изменения, дополнения в повестке дня? Необходимы ли изменения, дополнения в плане работы на период до апреля 2010 года (см.проект решения)? Спасибо за внимание!
8 Об опыте формирования компетентностно- ориентированных учебных планов в СПбГУ И.М.Григорьев Начальник Управления образовательных программ
9 Принципы построения Нормативность - разрабатываются только документы, прямо предусмотренные в составе образовательной программы Законом РФ «Об образовании» : Учебный план Календарный учебный график Рабочие программы учебных дисциплин, практик и т.д. Методические материалы Минимизация числа форм документов: Учебный план и календарный учебный график объединены в одном документе Рабочие программы учебных дисциплин, практик и т.д. разрабатываются по единой форме Полнота комплекта документов - учебные планы и рабочие программы в совокупности достаточны для контроля реализации образовательной программы
10 Формы планов и программ Формы учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин являются обязательными для применения Учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин содержат всю информацию, необходимую для организации контроля соответствия образовательной программы образовательному стандарту Учебные планы и рабочие программы учебных дисциплин содержат также информацию, необходимую для организации мониторинга вуза, контроля лицензионных и аккредитационных показателей (параметров)
11 Уровни управления Учебный план структурирован по уровням управления, соответствует разграничению прав и обязанностей Компетентностно-ориентированный учебный план – базовая часть (утверждает Учёный совет факультета, вводит в действие первый проректор по учебной и научной работе) Приложение к компетентностно-ориентированному учебному плану – вариативная часть (утверждает Учёный совет факультета, вводит в действие декан факультета) Рабочий учебный план (административный документ, утверждаемый деканом факультета в соответствии с учебным планом и приложениями)
12 Учебные периоды Календарный учебный график включается либо в компетентностно-ориентированный учебный план (первый уровень), либо в приложение (второй уровень) Учебные планы (три уровня) структурированы по учебным периодам, а не по циклам и разделам По учебному периоду явно выделяются сроки проведения промежуточной аттестации и даты контроля выполнения учебного плана Каникулы могут располагаться как между учебными периодами, так и внутри них
13 Компетенции В учебный план включаются не только таблицы, но и текстовые утверждения В учебном плане указывается полный перечень компетенций по образовательной программе Компетенции указываются в рабочих программах учебных дисциплин, но в учебном плане сопоставлены учебным периодам, т.е. сопоставлены с процедурами проверки их достижения: Текущий контроль успеваемости Промежуточная аттестация Итоговая аттестация
14 Зачётные единицы Зачётная единица – единица измерения, пропорциональная времени обучения, т.е. общая трудоёмкость измеряется временем обучения Одна зачётная единица – 1/60 учебного года Не существует нормативно установленного соответствия одной зачётной единицы объёму аудиторной работы в часах Введение таких нормативов локальными актами признано нецелесообразным Установление прямой связи между зачётными единицами и оплатой труда преподавателей признано нецелесообразным
15 Виды учебной работы Виды учебной работы в учебных планах и рабочих программах учебных дисциплин точно совпадают с их исчерпывающим перечнем, определённым Уставом Университета Имеются несколько видов самостоятельной работы Под руководством преподавателя В присутствии преподавателя Без участия преподавателя Самостоятельная работа перестала быть подгоночным параметром, нормируется отдельно с содержательным описанием её организации, учитывается при определении общей учебной работы студента в неделю
16 Утверждённые формы Учебный план содержит как наименование образовательной программы, так и наименование направления подготовки Форма учебных планов Форма рабочей программы учебной дисциплины Форма рабочей программы учебной дисциплины