Российский потребитель: вчера, сегодня, завтра Модели покупательского поведения и основные бизнес-тренды Презентация подготовлена для Бизнес-Форума TOP Marketing. Москва, апреля 2013
Россия 1913 – 2013 годы Потребление продуктов на душу населения в год 50/5046/54 Источник: РГ, АиФ, январь 2013
Советская эпоха. Карточки. Дефицит
Нищета и блеск 90-х и 00-х Было…
Эволюция российского потребителя Потребитель Разумный (2010- …) Перенасыщение предложением замедляющийся рост доходов приводит к стабилизации и осознанию, что и сколько покупать Потребитель Потребляющий ( ) Масса новых предложений и растущий доход являются драйвером роста категорий Потребитель Постсоветский ( ) Отсутствие предложения служит увеличению спроса
Все ли потребители одинаково разумны? ИЛИ Насколько одинаковы современные российские потребители?
Источник: общероссийский омнибус 2010 и городской онлайн-омнибус 2012 Менее 10% От 10% до 30% От 30% до 50% Более 50% 6% 20% 34% 40% 65% дачников из числа жителей крупных городов формируют до 30% своей продуктовой корзины из своих урожаев Домашние заготовки россиян
По дням недели (руб.) Источник: Romir Scan Panel, осень 2012 Распределение расходов на FMCG По неделям месяца (руб.)
Покупательская активность Динамика средних затрат домохозяйств на товары повседневного спроса 100% = Январь 2008 Источник: Romir Scan Panel, март 2013
Стиль покупок ЯЯ всегда хожу в магазин со списком покупок – 41% ЯЯ всегда точно знаю, что мне нужно купить – 49% Но при этом…. Помимо запланированного я всегда покупаю что-то еще – 65% Я часто покупаю товары по акции – 57% Источник: городской омнибус, февраль 2013
Новый формат потребления 34% Источник: Out of Home Scan Panel, сентябрь 2012 – март 2013 Устойчивые парыАльтернатива обеду 9% 11%
Новый формат торговли АЗС – 397 руб. Супермаркет – 507 руб. Средний чек Дискаунтер – 440 руб. Источник: Household Scan Panel и Out of Home Scan Panel, январь 2013
Частота и место покупок Затраты на Non Food Гипермаркеты 31% Супермаркеты 27% Затраты на Food Источник: городской омнибус, февраль 2013 Другие каналы 42% Супермаркеты 31% Гипермаркеты 28% Другие каналы 41% Источник: Romir Scan Panel Если бы у Вас была такая возможность, где бы вы предпочли покупать продукты?
Сегментация российского потребителя 50% 40% 10% Рыночное поколение (молодежь) 10%
От шашек – к шахматам Точные таргетированные коммуникации с потребителем в мультимедийной среде Развитие ритейла: Дальнейшее проникновение в малые города Партнерство производителей с сетями при совместной выгоде Shopper marketing: профиль потребителя, его корзина, миграции Рост рынков возможен за счет развития нишевых продуктов