Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований 1
2 Мониторинг осуществляется на основе комплекса средств оперативного наблюдения и анализа процесса или изменений в состоянии определённого объекта. Мониторинг образования может рассматриваться как систематические отслеживание и анализ процессов функционирования, взаимодействия и развития, то есть изменения состояния, системы
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Мониторинг необходимо рассматривать в следующих основных аспектах: теоретико-методологическом организационно-технологическом 3
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований В теоретико-методологическом аспекте специфичность мониторинга относительна. Она определяется не столько декларативным принятием процессной трактовки явлений, сколько обширным кругом специальных задач, возникающих при конкретизации такой трактовки. К таким задачам можно отнести: 4
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований · выработку общих дефиниций процесса развития, которые в явном виде содержали бы указания на границы протяженности и особенности реалий, обозначенных этими дефинициями; · разработку классификации процессов по масштабам их протяженности во времени с целью уточнения условий операционализации качественных характеристик и критериев образования на различных промежутках времени; · установление необходимых оптимальных пропорций между цифровым, точным отображением реальностей и их вербально выраженными оценками, многозначными по содержанию. Методологическая разрешимость этой задачи обусловливается преобразованием отдельных, сугубо субъективных, оценок и мнений в объективно воспроизводимые количественные соотношения при их обобщении по множеству и по времени. 5
В организационно-технологическом аспекте мониторинг можно выразить следующими понятиями: преемственность – непрерывность – автоматизация. Мониторинг образования осуществляется на регулярной основе. Сбор статистической информации не является, в сущности, мониторингом. Это лишь его информационная база. Для мониторинга основным является анализ и раскрытие внутренних закономерностей процесса. Чтобы мониторинг был успешным, необходима обратная связь его с теми, для кого этот мониторинг предназначается – с его пользователями. Конечная цель мониторинга – не только фиксирование результатов наблюдения, но и принятие определённых решений. 6 Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований
Хорошо отрегулированная система мониторинга позволяет своевременно предоставлять широкий спектр информации и данных, которые разбиты по типу задач, целям и путям их достижения для различного рода пользователей. Только структурированная таким образом информация является базисной для организационного планирования и для оценки результатов его реализации. 7
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Одним из самых важных моментов мониторинга является выработка набора показателей (индикаторов), содержащих количественные и качественные характеристики (либо их композиции), связанные с объектом изучения. 8
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Основной целью мониторинга образования можно считать своевременное выявление специфики качественных и количественных изменений, т.е. ускорение или замедление процесса развития образования, его пространственная локализация или расширение масштабов. 9
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Результаты мониторинга образования должны содержать ответы на следующие вопросы: 1.Что происходит в ходе изучаемого процесса? 2.Каковы уже достигнутые и возможные дальнейшие последствия происходящих процессов (социальная и экономическая эффективность)? 3.Почему это происходит (каковы причины этого явления)? 4.К каким возможным отклонениям от намеченных целей приведут развивающиеся тенденции? 5.Что предпринять (какие управленческие решения) для необходимой коррекции процесса? 10
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Результаты мониторинга образования должны содержать ответы на следующие вопросы: 1.Что происходит в ходе изучаемого процесса? 2.Каковы уже достигнутые и возможные дальнейшие последствия происходящих процессов (социальная и экономическая эффективность)? 3.Почему это происходит (каковы причины этого явления)? 4.К каким возможным отклонениям от намеченных целей приведут развивающиеся тенденции? 5.Что предпринять (какие управленческие решения) для необходимой коррекции процесса? 11
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Существующие системы мониторинга можно разделить на три группы: К первой группе можно отнести мониторинг, в процессе осуществления которого возможно непосредственное описание или оценка объекта, события, когда нет необходимости прибегать к каким-либо измерениям, используя технологии структуризации результатов, например, создание необходимых положений, разработка учебных пособий или тестовых методик.
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Вторую группу составляют виды мониторинга, в процессе которых осуществляется непосредственное измерение параметров объекта наблюдения, например, состояние книжного фонда в библиотеках учреждений образования, материально технической базы, ресурсов бюджета и т.д. 13
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований 14 Третья группа включает виды мониторинга, в ходе которых измерение параметров объекта проводится с использованием критериев, измерение которых определяется на основе разрабатываемых индикаторов развития образования, например, мониторинг равенства доступа к образованию, эффективности использования ресурсов, качества образования.
Организационно-технологическое обеспечение мониторинговых исследований Для тех видов мониторинга, в процессе которых осуществляется опосредованное измерение, проблемой является обеспечение высокого качества инструментария, разработка критериев оценивания, индикаторов и показателей, сам процесс измерения, статистическая обработка результатов и их адекватная интерпретация. 15