МЕНЕДЖМЕНТ «Управление конфликтами и стрессами»
Самое общее определение конфликта (от лат. conflictus столкновение) столкновение противоречивых или несовместимых сил. Более полное определение противоречие, возникающее между людьми или коллективами в процессе их совместной трудовой деятельности из-за непонимания или противоположности интересов, отсутствия согласия между двумя или более сторонами. 2
Существуют четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт. Внутриличностный конфликт возникает тогда, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования Межличностный конфликт - самый распространенный тип конфликтов. Чаще всего это борьба руководителя за ограниченные ресурсы, рабочую силу, финансы и т.п. Конфликт между личностью и группой. В производственных группах устанавливаются определенные нормы поведения, и случается так, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. В этом случае возникает конфликт. Межгрупповой конфликт. Как известно, организации состоят из множества как формальных, так и неформальных групп. Даже в самых лучших организациях между ними могут возникнуть конфликты. Конфликты классифицируют еще и по степени проявления: скрытый и открытый. 3
Каждый конфликт имеет свою причину (источник) возникновения. Причины, порождающие конфликты, можно сгруппировать. Недостаточная согласованность и противоречивость целей отдельных групп и личностей Устарелость организационной структуры, нечеткое разграничение прав и обязанностей Ограниченность ресурсов Неодинаковое отношение к членам трудового коллектива Противоречие между функциями и видом трудовой деятельности Различия в манере поведения и жизненном опыте Неопределенность перспектив роста Неблагоприятные физические условия Недостаточная благожелательность внимания со стороны менеджера Психологический феномен 4
5 Изучение причин возникновения конфликта Ограничение числа участников конфликта Анализ конфликта Разрешение конфликта Если в процессе анализа конфликта руководитель не может разобраться в его природе и источнике, он может привлечь для этого компетентных лиц (экспертов). Мнение экспертов часто бывает более убедительно, чем мнение непосредственного руководителя.
Стресс - это состояние напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий. Стресс – это неспецифическая защитная реакция организма в ответ на неблагоприятные изменения окружающей среды. Причины стресса: 1. патологические наследственные факторы; 2. особенности личности; 3. возраст (юношеский, поздний); 4. особые периоды жизни (беременность, послеродовый период, климактерическое состояние); 5. тяжелые телесные заболевания; 6. негативные потрясения; 7. стихийные бедствия, катастрофы; 8. неспособность или потеря доверительного общения со своим близким окружением; 9. низкий уровень или отсутствие социальной поддержки; 10. физические и эмоциональные перегрузки на работе. 6
1) Выделите для себя главные жизненные цели и сосредоточьте свои усилия на их достижении; 2) Не пренебрегайте общением; 3) Пытайтесь устранить источник стресса; 4) Обсуждайте с близкими свои проблемы; 5) Научитесь слушать. Никогда не будьте уверены, что вы сразу понимаете мысли, которые хочет высказать собеседник; 6) Если стресс вызван дефицитом времени, подумайте, как вам более рационально организовать свою жизнь; 7) Почаще слушайте музыку, которая улучшает ваше настроение. Музыка – это тоже психотерапия; 8) Регулярные физические упражнения улучшат ваше здоровье, а чем лучше у вас здоровье, тем легче бороться со стрессом. 7