Модель итогово- обобщающего урока литературы, посвященного заключительному этапу изучения творчества А.С. Грибоедова (для учащихся 9 класса общеобразовательных школ) Выполнила студентка I курса магистратуры, группы МЕТО Аль-Кайси Алиса
Цели: 1) повторение и закрепление пройденного материала; подготовка к контрольному уроку по монографической теме; 2) развитие коммуникативных навыков, логического мышления; 3) воспитание культуры общения, ведения дискуссии
Учитель организует дискуссию о жанровом и художественном своеобразии произведения А.С. Грибоедова «Горе от ума», поставив дискуссионный вопрос: «Горе от ума»: комедия или трагедия?». Учащиеся делятся на две группы: «Горе от ума» – комедия; «Горе от ума» - драма. Метод преподавания – дискуссионный
Для подготовки дискуссии учитель предоставляет справочные материалы по теории литературы (словари литературных терминов, а также выдержки из некоторых критических статей) и текст произведения
Подготовка к дискуссии длится 20 минут, в течение которых учащиеся ищут в тексте художественного произведения, в критических статьях и литературных словарях аргументы для своей позиции
На доске висит плакат с правилами участия в дискуссии: «Этика участия в дискуссии»
доска Учитель
В течение проведения дискуссии слово дается каждому по очереди. Сначала выступает группа «Горе от ума» – драма». Учитель и учащиеся слушают аргументы и записывают их в предварительно начерченную таблицу: Горе от ума - драмаГоре от ума - комедия
Затем выступает группа «Горе от ума» - комедия» (запись в таблицу аргументов), которая в итоге побеждает [содержание и идея произведения соответствуют классическому пониманию комедийного жанра] Положительные оценки получают все, кто приводил убедительные аргументы и соблюдал этику дискуссионного общения
Далее учитель задает домашнее задание: подготовка к сочинению по темам, касающимся повторенного материала Данная модель урока рассчитана на полуторачасовое занятие