Символизм в поэзии К. Д. Бальмонта
К.Д. Бальмонт ( ) Талантливейший русский поэт-символист, переводчик. Основные сборники: «Под северным небом» (1894) «Будем как солнце. Книга символов» (1903) «Только любовь. Семицветник» (1903) «Литургия красоты. Стихийные гимны» (1907)
Cимволистская поэзия – «...это поэзия, в которой органически… сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота…». (Бальмонт)
Черты поэзии Бальмонта Бальмонт жаждал «изысканности русской медлительной речи». Он желал отрешиться от условий времени и пространства и всецело уйти в царство мечты. Он научился «превращать тоску в напев» и находить игру созвучий в природе. Он из всех поэтов-символистов отличался особой напевностью и особой звучностью стиха.
Черты символизма по мнению Бальмонта Культ мгновения, внезапно возникшего и безвозвратно промелькнувшего Туманность намеков Прихотливость чувства
Гимн символизма - «Я мечтою ловил уходящие тени» Это стихотворение наиболее ярко отражает творчество Бальмонта.
Я мечтою ловил уходящие тени, Уходящие тени погасавшего дня, Я на башню всходил, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. И чем выше я шел, тем ясней рисовались, Тем ясней рисовались очертания вдали... И какие-то звуки вокруг раздавались, Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Это гимн вечному устремлению человеческого духа от тьмы к свету. Тени ассоциируются с чем-то неосознанным, непонятным, недоступным, поэтому автор так и стремится постичь эту истину, познать ее. Этот путь, словно шаткий ветхий мост над пропастью, каждый шаг – это риск, риск сорваться, не дойти до своей цели, упасть вниз.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали, Тем светлее сверкали выси дремлющих гор... И сиянием прощальным как будто ласкали, Словно нежно ласкали отуманенный взор. А внизу подо мною уж ночь наступила, Уже ночь наступила для уснувшей Земли, Для меня же блистало дневное светило, Огневое светило догорало вдали.
Чем ближе автор приближался к заветной цели, тем яснее он видел то, к чему стремился, видел истину. То есть, не смотря на то, что его окружал уже полный мрак, он видел впереди свет, свет, который освещал ему весь путь.
Я узнал, как ловить уходящие тени, Уходящие тени потускневшего дня, И все выше я шел, и дрожали ступени, И дрожали ступени под ногой у меня. В последней строфе автор говорит о том, что он все-таки познал истину, он нашел то, что искал.
«...Поэзия была его подлинной любовью, и он служил только ей одной - может, слишком по- жречески, опьяненный им же воскуриваемым фимиамом, но беззаветно...» Е. Евтушенко
Выполнила Швайбман Дина, 11 «в» класс