Городская инновационная площадка Организация сетевой инфраструктуры для ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях города Москвы
ИНСТИТУТ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Руководитель НИР от ГБОУ ВПО МГПУ директор ИСОиКР, доктор педагогических наук, профессор Приходько Оксана Георгиевна
Ресурсное обеспечение инклюзивного процесса ИСОиКР Безусловно, ключевой фигурой в обучении и воспитании ребенка с ОВЗ является специально подготовленный педагог, владеющий организацией, методами и приемами обучения и воспитания таких детей, обладающий необходимыми профессионально-личностными качествами. В Институте специального образования и комплексной реабилитации МГПУ уже в течение 17 лет (с 1995 года) осуществляется подготовка специальных педагогов (олигофренопедагогов, логопедов, сурдопедагогов)
Выпускники педагогических колледжей, имеющие диплом и право педагогической работы с нормально развивающимися дошкольниками или младшими школьниками, продолжая свое образование в университете, получают еще дефектологическую специальность. Таким образом, после окончания они являются «идеальными» специалистами для инклюзивного обучения, владеющими технологиями работы с детьми с нормативным и нарушенным развитием. ПК 6ПК 4ПК 10СПКПК 8
Руководитель магистерской программы: доктор педагогических наук, профессор И.М. Яковлева Магистратура С 2011 г. в МГПУ по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» открыта программа подготовки «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями». Выпуск 2013 года
Курсы повышения квалификации Преподавателями Института проводятся курсы повышения квалификации: «Современные технологии интеграции младших школьников с нарушениями в развитии в общеобразовательное пространство», «Психоневрологическая и нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости» с целью подготовки педагогического состава общеобразовательных школ г. Москвы для работы в условиях инклюзивного образования.
Учебно-методическое обеспечение магистратуры Преподавательским составом Института создан учебно-методический комплекс, в который вошли концепция, программы учебных дисциплин, учебные пособия, электронная хрестоматия. Учебно-методическое пособие для магистрантов «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями» СБОРНИК УМК дисциплин По профилю подготовки магистров «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями» СБОРНИК УМК дисциплин По профилю подготовки магистров «Инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями»
Коллективная монография «Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы», 2013; Н.М. Назарова «Феноменология инклюзивного обучения»; О.Г. Приходько «Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации», 2008г.; О.Г. Приходько, А.А. Гусейнова, Е.Н. Кутепова и др. «Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации», 2012 г.; И.М. Яковлева «Подготовка педагогов для работы с детьми с ОВЗ», 2012 Научный потенциал преподавательского корпуса ИСОиКР МГПУ
Результаты научных исследований включены в вузовские учебники: «Специальная педагогика» в 3-х т. Под ред. Н.М. Назаровой, 2006,2008; Е.А. Стребелева, Е.А. Екжанова, О.Г. Приходько и др. «Специальная дошкольная педагогика» 2001 г.; Н.М. Назарова, Е.Н. Моргачева, Т.В. Фуряева «Сравнительная специальная педагогика», 2011, 2012; В.М. Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина «Основы олигофренопедагогики», 2006, 2008 и др.).
Научно-исследовательские проекты В настоящее время коллектив института реализует НИП, связанные с раскрытием ресурсов специальных (коррекционных) учреждений в содействии инклюзивному обучению: Пилотный проект Департамента образования г. Москвы 2012 г. «Современные педагогические технологии в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида»; Техническое задание Департамента образования г. Москвы 2013 г. «Специальные (коррекционные) учреждения – ресурсный центр инклюзивного образования».
Календарный план выполнения НИР 1. Разработка модели сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях города Москвы 1.1.Анализ существующей системы ресурсного обеспечения в 4 округах города Москвы (САО, СЗАО, ЗАО, ЦАО) 1.2.Проведение проектного семинара (50 человек)
Мероприятия 12 апреля, 17 мая 2013 г. проведены проектные семинары по организации деятельности городской инновационной площадки в ГБОУ ВПО МГПУ и в окружном Центре психолого-медико- социального сопровождения ЦОУО
Календарный план выполнения НИР 2. Разработка механизмов сетевого взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных школ, психолого-медико- педагогических центров и общеобразовательных учреждений для ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях: 2.1.Мониторинг потребности образовательных учреждений (ДОУ, СОШ) в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса Систематизации и типологизации ресурсов специальных(коррекционных) образовательных школ психолого-медико- педагогических центров по ресурсному обеспечению инклюзивного образования 2.3.Разработка регламентов взаимодействия специальных(коррекционных) образовательных школ психолого-медико-педагогических центров, инклюзивных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений.
Анкета по выявлению потребности образовательных учреждений (ДОУ, СОШ) в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса со стороны специальных (коррекционных) образовательных школ
Анкета
Информационные материалы о деятельности ГИП Сданы в печать статьи: «Ресурсное обеспечение инклюзивного процесса Институтом специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ(Приходько О.Г., Назарова Н.М., Яковлева И.М. Учительская газета, Москва); «Подготовка педагогических кадров в условиях непрерывного образования для инклюзивной практики» (Ушакова Е.В. // Профессиональное образование)
Перспективы деятельности ГИП Модель сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения инклюзивного образования в регионе (на примере Москвы); Проект регламентов взаимодействия СКОШ, инклюзивных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений,включаемых в реализацию инклюзивной практики; Издание учебно-методического пособия по организации ресурсного обеспечения инклюзивного образования ( не менее 8п.л.)
Подготовлены материалы по Мониторингу потребности образовательных учреждений (ДОУ, СОШ) в ресурсном обеспечении инклюзивного процесса со стороны СКОШ (анкеты) для последующей систематизации и типологизации ресурсов. Подготовлены списки, адреса образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику в Москве. Идет согласование с округами г. Москвы процедуры, сроков проведения мониторинга и механизма сбора мониторинговых материалов.