Принципы и методы семантический исследований Составитель – д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» Методика организации и проведения научно-исследовательской работы студентов (НИРС) - доклад, дипломная.
Advertisements

НОУ ВПО «Российский Новый Университет» (РосНОУ) ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ И КУЛЬТУР.
Курсовая работа как элемент научно-исследовательской работы студентов Пермский филиал МЭСИ Бушмелева М.А.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Рабочая программа практик (макет). Итоговая государственная аттестация.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Организация проектной деятельности в школе. пример.
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
Выберем тип проекта: 1. Исследовательский 2. Творческий 3. Информационный 4. Практический.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Учебно- исследовательская работа учащихся по математике.
© Елена Борисовна Семенова. Программа развития УУД Формирование компетенций учащихся в учебно-исследовательской и проектной деятельности Навыки участия.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Обеспечивает овладение методами научного познания в процессе поиска; Формирует мотивацию,
Вопрос 1: Вопрос 1: Сущность понятия «практика». Практика (др.-греч. «деятельность») – это целесообразная и целенаправленная деятельность, которую субъект.
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
МОУ «Шумерлинская СОШ» Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Изучение, обобщение и распространение актуального педагогического опыта Кузьмина Светлана Евгеньевна Методист МУДО ЦРТДЮ.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ.
Транксрипт:

Принципы и методы семантический исследований Составитель – д.ф.н., проф. Сулейманова О.А.

Пояснительная записка Программа курса по выбору (общепрофессиональные дисциплины) по дисциплине «Принципы и методы семантических исследований» предназначена для студентов направления «Лингвистика» степень Бакалавр лингвистики и составлена в полном соответствии с Государственным образовательным стандартом для данного направления. Курс читается перед (5 семестр) или во время выполнения (6 семестр) курсовой работы в 6 семестре, третий год обучения Согласно учебному плану подготовки студентов по направлению «Лингвистика» после изучения ряда теоретических дисциплин на 2 и 3 курсах студенты пишут курсовую работу. Для успешного решения этой задачи необходимо выработать у обучающихся навыки исследовательской работы, обучить их реферированию и аннотированию, а также правилам и принципам цитирования и оформления научных работ. Это предполагает ознакомление студентов с предметом исследования семантики, принципами его описания и представления, а также с особенностями методики исследовательской работы в области лингвистической семантики, сопоставление и сравнение различных методик исследования с точки зрения их описательной силы. Первая курсовая работа представляет собой выход на принципиально новые виды работ, в результате которых вырабатываются навыки, которые максимально востребованы в профессиональной деятельности специалистов- выпускников высших учебных заведений; способствуют формированию зрелой личности и специалиста. Для ее выполнения требуется выработать умение работать с научной литературой, анализировать и оценивать то, что сделано в данной области, умение грамотно поставить и выполнить исследовательскую задачу с применением адекватной поставленной задаче методики. Данный курс нацелен на формирование у студентов навыков исследовательской работы, овладение ими принципами и методами исследования лингвистической семантики.

По окончании курса студенты должны уметь Становление стилистики как самостоятельной лингвистической дисциплины. Стилистика в системе прочих поставить исследовательскую задачу в области лингвистической семантики обосновать ее актуальность, теоретическую и практическую значимость как для лингвистики вообще, так и для практики преподавания обосновать и разработать методику решения задачи разработать, провести лингвистический эксперимент уметь интерпретировать его результат создать адекватное описание значения рассматриваемой языковой единицы представить результаты исследования в соответствии с принятыми стандартами

Объем учебной дисциплины

Тематический план

Программа Гипотеза и теория в науке. Соотношение гипотезы и теории в лингвистической науке. Типы лингвистических гипотез и методы их верификации. Предмет лингвистической семантики, ее истоки и задачи. Значение языковой единицы – проблема определения. Соотношение значения, понятия и концепта. Значение и денотат – денотативная отнесенность языковой единицы. Направления современной лингвистической семантики. Семантика и когнитивная лингвистика. Методы изучения значения языковых единиц – валентностный, дистрибутивный, контекстный, компонентный анализ, оценка их описательной силы. Математические методы в лингвистике, общая оценка и характер задач, которые можно решить при их помощи.. Гипотетико-дедуктивный метод, история и оценка описательной силы. Экспериментальные методы в лингвистической семантике. Особенности экспериментальной методики в семантике ( в отличие от эксперимента в психолингвистике и полевого эксперимента в лингвистической типологии); трудности в его постановке (связанные с участием информантов и вносимым ими фактором субъективности). Оценка фактора субъективности. Этапы экспериментальной работы. Важность разработки метаязыка описания как необходимого условия лингвистического исследования, степень и детализированнность разработки которого определяют точность и адекватность семантических описаний. Метаязык описания в лингвистике как системе работающей в системе качественных полаганий. Требования к вновь вводимым метатерминам. Презентация результатов работы: введение, основная часть работы. Цитирование (буквальное и содержательное); оформление библиографии, различные стандарты ее оформления.

Вид учебного контроля ВИД УЧЕБНОГО КОНТРОЛЯ - Зачет В качестве зачетной работы студент готовит проект исследования по лингвистической (лексической, синтаксической ) семантике с определением темы исследования, обоснованием ее актуальности и теоретической и практической значимости, разработкой и подготовкой эксперимента, его проведением и анализом. На основе проведенного эксперимента предлагается предварительная гипотеза о значении выбранной языковой единицы. Проект содержит Библиографию к исследованию.

ЛитератураЛитература Апресян Ю.Н. Лексическая семантика. М., 1995 Арнольд И.В. Основы семантических исследований в лингвистике. Вежбицкая А. Семантические универсалии. М., 1999 Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. М., 2000 Кронгауз М.А. Семантика. М., 2001 Селиверстова О.Н. Об объекте лингвистической семантики и адекватности ее описания// Принципы и методы семантических исследований. М., 1976 Селиверстова О.Н. Семантический анализ экзистенциальных и посессивных конструкций в английском языке // Категории бытия и обладания в языке. М., 1977 Селиверстова О.Н. Некоторые типы семантических гипотез и их верификация // Гипотеза в современной лингвистике. М., 1980 Селиверстова О.Н., Сулейманова О.А. Эксперимент в семантике // Известия АН СССР. Серия языка и литературы. М., Т Степанов Ю.С. Принципы и методы современной лингвистики. М., 2001 Фундаментальные направления современной американской лингвистики. М., 1997 Эко Умберто. Как написать дипломную работу. М., 2001