Организация работы с интеллектуально одарёнными детьми в ДОУ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Улыбка» с.Ливенка» Красногвардейского района Белгородской области Железнякова Л.И., воспитатель МБДОУ «Детский сад «Улыбка»
СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ТАЛАНТ - сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода. ОДАРЕННОСТЬ - состояние и степень выраженности способностей детей и подростков. Одаренность - потенциальный талант, а талант – реализованная одаренность. Характеристики познавательных возможностей детей:
Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. (Сензитивный от латинского sēnsus чувство, ощущение период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается как физиологически, так и психологически готов к усвоению новых форм поведения и знаний)
высоко развитая любознательность, пытливость; способность самому «видеть», находить проблемы и стремление их решать, активно экспериментируя; высокая (относительно возрастных возможностей) устойчивость внимания при погружении в познавательную деятельность (в области его интересов); раннее проявление стремления к классификации предметов и явлений, обнаружению причинно-следственных связей; развитая речь, хорошая память, высокий интерес к новому, необычному; способность к творческому преобразованию образов, импровизациям; раннее развитие сенсорных способностей; оригинальность суждений, высокая обучаемость; стремление к самостоятельности. Для детей с интеллектуальной одарённостью характерны следующие черты:
Поведенческие модели: стремление прервать собеседника, поправить его, нетерпимость к мнению других; демонстрация собственных знаний и умений; высокая потребность во внимании взрослых (в силу природной любознательности и стремлению к познанию); возрастной эгоцентризм при толковании предметов и событий (проецирование собственного восприятия явлений и эмоционально-аффективная реакция на них); погружение в философские проблемы.
Этапы развития способностей:
Направления работы:
Система работы с одаренными детьми : I этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ II этап – АНАЛИТИЧЕСКИЙ
III этап ОРГАНИЗАЦИОННО –ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
IV ЭТАП – Э тап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей
И закончить своё выступление хочется словами известного педагога Ш.А.Амонашвили. Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай им такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами.